Найти тему

Принципы либертарианской философии

Ниже — достаточно пафосный манифест либертарианской этики. Ссылку на источник (англ.) вы найдёте с конце.

  1. Вы владеете собственным телом. Полностью и исключительно. В противном случае вы являетесь чьим-то рабом.
  2. Вы владеете своим собственным трудом. Труд — это просто развитие вашего полностью принадлежащего вам тела. Если бы кто-то владел вашим трудом, он бы владел вашим телом, пока вы трудились.
  3. Вы владеете личной собственностью. Собственность — это то, что производит ваш труд. Кража вашей собственности — ретроактивная кража труда, а значит, и вашего тела.
  4. Как полноправный и исключительный владелец, вы можете решать, как, когда, где, почему и с кем использовать своё тело, труд и собственность. Как владелец вы можете добровольно обменивать своё тело, труд и собственность на аналогичные вещи любого другого взрослого, заручившись взаимным согласием.
  5. Неэтично, что кто-либо инициирует насилие против вас, чтобы попытаться захватить или контролировать ваше тело, труд или собственность. Этично использовать соразмерное насилие для противостояния описанному насилию. Вы можете справедливо защищать своё имущество.
  6. Такие же люди, как и все (не имеющие больше прав, чем любой человек) — это любой правящий класс. А также его назначенцы, советники, вассалы, «офицеры закона», головорезы, друзья, бюрократы, эксперты, апологеты, штурмовые отряды и так далее. Ничто, относящееся к правящему классу, не позволяет красть ваше тело, труд или собственность. В маркированном списке ниже — расшифровка этого утверждения.
  • Не важно, как был выбран правящий класс (Владычица Озера, линия крови, Бог Вулкана, благословение Папы, меч в камне или урна для голосования).
  • Не важно, сколько уровней насилия вам угрожает: письма с предупреждениями, штрафы, поздние ночные визиты вооруженных людей, замораживание счетов, аресты, конфискация активов, тюремное заключение, избиение, пытки, нанесение увечий и, в конечном итоге, убийство.
  • Не важно, сколько у представителей правящего класса блестящих значков, документов, костюмов, церемоний, ритуалов, школьных программ, флагов, оружия и так далее.
  • Не важно, сколько людей находится на стороне правящего класса, и насколько они выдающиеся.
  • Не важно, сколько посредников действует между правящим классом и его насилием.
  • Не важно, какие будущие выгоды могут принести правящему классу ваше тело, труд и продукт.

Это фундаментальная, универсальная этика всех людей. Во всех обществах и во все времена эта этика определяет, кто мы как вид и как мы можем мирно взаимодействовать, чтобы формировать дружелюбные, согласованные и ненасильственные сообщества.

В отличие от любой другой политической философии, либертарианцы берут универсальную базовую человеческую этику и распространяют её даже на тех людей, которые составляют правящий класс.

В прошлом люди, имевшие смелость утверждать, что наши правители не являются богами, стоящими над этикой, были казнены этими правителями в надежде, что этот секрет не раскроется. Либертарианцы пытаются передать вам этот секрет до того, как их казнят.

Вспомните о всех бесчисленных апологетах, которых используют правители — и очень хорошо платят им своими деньгами — чтобы умело промывать нам мозги в самые уязвимые годы нашего становления (в период детства и юношества), а затем продолжать это на протяжении десятилетий нашей жизни.

Эти апологеты включают духовенство, философов, пропагандистов, СМИ, репортеров, друзей, представителей, учителей, бюрократов, чиновников, пресс-секретарей и профессоров. В обмен на часть добычи эти апологеты с раннего возраста внушают нам существование у правящего класса этики, противоположной этике всех остальных людей. Обычно мы выходим из этих программ идеологической обработки настолько ошеломлёнными и сбитыми с толку, что на самом деле даже пытаемся защищать абсурдную идею о том, что универсальная человеческая этика неприменима к государству (правителям).

По материалам публикации (англ.).

Критическое мышлениеНа границе социальных групп, систем и культур. Психология и социальная философия глазами обывателя-космополита.