Ниже — достаточно пафосный манифест либертарианской этики. Ссылку на источник (англ.) вы найдёте с конце.
- Вы владеете собственным телом. Полностью и исключительно. В противном случае вы являетесь чьим-то рабом.
- Вы владеете своим собственным трудом. Труд — это просто развитие вашего полностью принадлежащего вам тела. Если бы кто-то владел вашим трудом, он бы владел вашим телом, пока вы трудились.
- Вы владеете личной собственностью. Собственность — это то, что производит ваш труд. Кража вашей собственности — ретроактивная кража труда, а значит, и вашего тела.
- Как полноправный и исключительный владелец, вы можете решать, как, когда, где, почему и с кем использовать своё тело, труд и собственность. Как владелец вы можете добровольно обменивать своё тело, труд и собственность на аналогичные вещи любого другого взрослого, заручившись взаимным согласием.
- Неэтично, что кто-либо инициирует насилие против вас, чтобы попытаться захватить или контролировать ваше тело, труд или собственность. Этично использовать соразмерное насилие для противостояния описанному насилию. Вы можете справедливо защищать своё имущество.
- Такие же люди, как и все (не имеющие больше прав, чем любой человек) — это любой правящий класс. А также его назначенцы, советники, вассалы, «офицеры закона», головорезы, друзья, бюрократы, эксперты, апологеты, штурмовые отряды и так далее. Ничто, относящееся к правящему классу, не позволяет красть ваше тело, труд или собственность. В маркированном списке ниже — расшифровка этого утверждения.
- Не важно, как был выбран правящий класс (Владычица Озера, линия крови, Бог Вулкана, благословение Папы, меч в камне или урна для голосования).
- Не важно, сколько уровней насилия вам угрожает: письма с предупреждениями, штрафы, поздние ночные визиты вооруженных людей, замораживание счетов, аресты, конфискация активов, тюремное заключение, избиение, пытки, нанесение увечий и, в конечном итоге, убийство.
- Не важно, сколько у представителей правящего класса блестящих значков, документов, костюмов, церемоний, ритуалов, школьных программ, флагов, оружия и так далее.
- Не важно, сколько людей находится на стороне правящего класса, и насколько они выдающиеся.
- Не важно, сколько посредников действует между правящим классом и его насилием.
- Не важно, какие будущие выгоды могут принести правящему классу ваше тело, труд и продукт.
Это фундаментальная, универсальная этика всех людей. Во всех обществах и во все времена эта этика определяет, кто мы как вид и как мы можем мирно взаимодействовать, чтобы формировать дружелюбные, согласованные и ненасильственные сообщества.
В отличие от любой другой политической философии, либертарианцы берут универсальную базовую человеческую этику и распространяют её даже на тех людей, которые составляют правящий класс.
В прошлом люди, имевшие смелость утверждать, что наши правители не являются богами, стоящими над этикой, были казнены этими правителями в надежде, что этот секрет не раскроется. Либертарианцы пытаются передать вам этот секрет до того, как их казнят.
Вспомните о всех бесчисленных апологетах, которых используют правители — и очень хорошо платят им своими деньгами — чтобы умело промывать нам мозги в самые уязвимые годы нашего становления (в период детства и юношества), а затем продолжать это на протяжении десятилетий нашей жизни.
Эти апологеты включают духовенство, философов, пропагандистов, СМИ, репортеров, друзей, представителей, учителей, бюрократов, чиновников, пресс-секретарей и профессоров. В обмен на часть добычи эти апологеты с раннего возраста внушают нам существование у правящего класса этики, противоположной этике всех остальных людей. Обычно мы выходим из этих программ идеологической обработки настолько ошеломлёнными и сбитыми с толку, что на самом деле даже пытаемся защищать абсурдную идею о том, что универсальная человеческая этика неприменима к государству (правителям).
По материалам публикации (англ.).