Друзья! Мы начинаем новую серию публикаций. Дело в том, что Археологическому клубу уже 26 лет. И у нас было много интересных событий, а также мы работали фактически на всех крупных археологических раскопках Северо-запада России. Походы, путешествия. Мне кажется и об этом можно рассказать. Заодно постараюсь немного познакомить и с самими памятниками и с историей их исследования, в которую мы внесли свой посильный вклад.
И сегодня поговорим о том, как Археологический клуб работал в Старой Ладоге.
Старая Ладога – это небольшой поселок на берегу Волхова, который был в древности важнейшим центром торговли, колонизации северо-запада. Здесь произошло своеобразное слияние культур скандинавской и славянской. Назвать его первой столицей Древней Руси – ну шаг такой… смелый, ибо на мой взгляд в то время когда Ладога могла бы претендовать на звание столицы не было еще оформившегося государства. А когда было государство, она уже уступила первенство другим центрам.
И тем не менее это своеобразная "мекка" любого археолога, интересующегося историей Северо-запада России.
Когда я сам впервые там оказался – наверное это была осень 1988 или 89 годов. Занимаясь в кружке при Эрмитаже и ГорСЮТуре у Бориса Сергеевича Короткевича – поехал с ними туда и был просто, ну, "очарован" - неправильное слово – но весьма заинтересовался и историей раскопок и самим местом – реконструированная крепость, домонгольские церкви и дикая разруха. Символом того времени для меня в Ладоге стал храм Иоанна Предтечи – он тогда еще стоял без ремонта и у него из за того что под ним галереи подземные – сползал на бок купол.
Церковь Иоанна предтечи, 1972г
Все художники приезжавшие в Ладогу, первым делом бежали рисовать этот храм у которого сползла лихо набок маковка. А мы кажется в тот год залезали в пещеры под Предтечей, а потом их закрыли и частично залили бетоном при реставрации храма.
В пещеры на Велеше я сползал уже несколько позже.
Естественно посещали крепость, музей в ней и Никольский монастырь, тогда полузаброшенный.
Еще достопримечательностью Ладоги тех времен был Ленин. Вернее его памятник. Он стоял на территории Успенского монастыря. Тоже закрытого, там был по моему детдом или интернат. Во первых он был маленький, по пояс взрослому человеку. Во вторых он был изображен "в детстве". Лет так десяти- двенадцати. С октябрятского значка ваяли. С локонами. Он опирался на тумбочку со стопкой книг. И был явно либо с легким ожирением, либо беременный русской революцией. Да, и конечно изумрудного цвета краска придавала всей этой картине невероятную правдоподобность. Однако быстро его сняли наверное в 1991 году. А зря. Красота была фантастическая. Но впрочем, Ленины были типовыми в основном. Так что я его нашел просто из другого города. Вот такой только изумрудный.
На раскопки мы туда не ездили. Но когда я в 1994 году открыл свой кружок, превратившийся потом в клуб, то первым делом мы с первым набором поехали туда именно как туристы, посетители музеев. И потом так ездили каждый год.
С 1995 года я начал посещать проводившуюся один – два раза в год в Старой Ладоге археологическую конференцию памяти Анны Мачинской. На ней познакомился с множеством хороших и талантливых людей. Многие наши Экспедиции клуба выросли из этих знакомств. На протяжении более почти 20 лет регулярно посещал, и сейчас очень жалею, что с уходом Дмитрия Алексеевича Мачинского эта традиция постепенно угасла.
А вот на раскопки все никак не удавалось попасть. Мне казалась эта задача невыполнимой. Да и работа клубом в центре поселка всегда вызывала у меня вопросы – где жить, как быть с местным населением. В Ладоге оно особенное – там же 101- й километр был. И тогда это очень чувствовалось.
Но в 2000, кажется, году я сам, еще без клуба напросился на раскопки к Евгению Александровичу Рябинину. Он тогда в самой Ладоге не работал, но раскапывал поселение на Любше. Кажется это был последний или предпоследний год его раскопок. Любша – это городище, остатки синхронной ранней Ладоге крепости, в которой сделаны были интересные находки эпохи возникновения Древнерусского государства. В том числе остатки простой каменной кладки. Счастлив, что удалось там немного поработать. А вот быт был специфический – жили в домике в центре поселка, сейчас это кафе. Тогда дом отключили от электричества. Мы вечером выносили ведерный самовар на улицу и по купечески гоняли чаи. Вокруг нас были как раз подходящие по виду купеческие домики, правда в большинстве своем разрушенные. Еще поразила переправа через волхов. Там вроде как был лодочник, но его видно не было. Нужно было оставить деньги (уже не помню как – Рябинин наверное сам платил) – стоимость – эквивалентна цене бутылки самогона у местных бутлегеров. Ну мы грузились и плыли на тот берег утром, обратно вечером. Поскольку денег у экспедиции было немного, то чем меньше прогонов тем лучше. В лодку набивалось куча народа, еще скарб экспедиционный, приборы, лопаты… велик иногда. Вода была под борт. Но все хорошо проходило изо дня в день.
Благодаря знакомствам с сотрудниками музея несколько раз с клубом мы приезжали на пару дней, ночуя в помещениях Никольского монастыря. Там было очень странно, непривычно, неустроено, но здорово.
И так долгие годы – поездки с клубом и конференции. А в 2017 году неожиданно мы попали туда на раскопки. Экспедиция не справилась с планом работ и в октябре позвали волонтеров на помощь – конечно мы рванули. Тем более, что руководили работами мои друзья Павел и Наталья. Так мы начали копать, причем не на земляном городище (где был собственно город в раннем средневековье) а прямо в крепости, и разбирали самые первые каменные стены Ладожской крепости. Заодно делали аэросъемку 3д модель стен. В общем это был крутейший опыт. Правда Антон, наш старший участник, уронил девочке Тане пустое ведро на голову. Разбил до крови, рассадил. Раскоп там был на глубине метра три. А Антон в то время работал, оно и понятно, инженером по технике безопасности.
А в 2018 году мы в таком же срочном порядке приехали закапывать докопанный раскоп. И тоже в октябре. И тоже было очень круто. Мы просматривали отвалы и нашли много пропущенных находок. А еще раскопки дали целый пласт находок как говорят археологи поздних – то есть относящихся к началу нового времени – XVII веку. Тогда некоторое время крепость находилась как и почти вся Новгородская земля в руках Шведов. Потом туда вернулся русский гарнизон. Очень много было находок связанных с бытом солдат и шведский, и русских стрельцов.
Так мы начали сотрудничать и я очень надеюсь, что после пандемии это сотрудничество возобновится. Ладога удивительное место с древней историей и прекрасным растущим и развивающимся музеем. Там недавно открыли новую экспозиции. Обязательно ее посетите.