Это четвёртая (но не последняя) часть рассказа о бывшем игумене монастыря Ксенофонт, старце Евдокиме. Начало о нём:
✅2) За что Вселенский Патриарх снял с должности и изгнал из обители афонского игумена Евдокима Скуфаса
✅3) Афонский старец Евдоким и его крайне непростые отношения с кошками🐈🐈🐈
Старец Евдоким избегал празднословия и осуждения. Он был человеком молчаливым и немногословным — говорил очень и очень мало. У него не было дара слова, но своим примером он учил лучше, чем словом. Всё, что старец говорил, происходило из его опыта, и потому слово его имело вес.
Из немногих характерных, лаконичных и глубоких поучений старца приведём следующие:
«Ум человека — самая быстрая вещь в мире. Чтобы он не уходил от нас, куда не нужно, будем непрестанно творить молитву Иисусову».
«Если монах в молодости живёт правильно и подвизается, то его старость — годы тайноводства и наслаждения. Он похож на гружёный корабль, который медленно подходит к пристани. Однако если монах жил нерадиво, то горе ему».
Желая подчеркнуть значимость личного опыта, старец говорил одному из молодых монахов: «Скажи мне, сколько ты знаешь, а я расскажу тебе, сколько я настрадался».
Другому монаху старец говорил о чрезмерной увлечённости материальными заботами и делами: «Горе ты моё, да дела ведь никогда не закончатся!.. А вот мы „закончимся“. Ведь даже Мафусал прожил столько лет, а когда умирал, оказалось, что половину дел своих оставил недоделанными!»
Старец огорчался, видя, что люди неблагодарны и забывают о Боге. Он образно говаривал: «Что б я смог для Тебя сделать, Боже мой — и Ты бы этого не предвидел? И что б я смог Тебе уготовить — и Ты бы этого не узнал?»
Когда надо было упомянуть Имя Божие, старец с благоговением говорил: «Святый Бог». Когда кто-то просил у него благословения, он благословлял со словами: «Спаси Господи».
Часто, когда речь заходила о святых, старец приходил в умиление и по его изъеденным морщинами щекам текли слёзы. Он говорил: «Я читал „Добротолюбие“, „Отечник“, „Лествицу“ и другие книги. Но гораздо сильнее умиляют и радуют мою душу жития святых».
Старец говорил отцам: «Когда я умру, в келии ничего не ищите, всё равно ничего не найдёте. Все, что у меня есть, уместится в моём кармане». Действительно, в его келии не нашлось вообще ни одной вещи, кроме рясы, которую он носил.
Один монах спросил старца:
— Геронда, ты столько лет прожил на Святой Афонской Горе? Скажи, что ты понял? Каков смысл монашеской жизни?
— Смысл монашеской жизни — это смиренномудрие, — ответил старец.
Это был отрывок из переведенного и изданного нами "Нового афонского патерика" - самого полного собрания жизнеописаний и поучений афонских старцев ХХ века.
В следующий раз мы завершим рассказ об отце Евдокиме, подписывайтесь, чтобы узнать о последних днях его жизни
Купить 3 тома "Нового афонского патерика" (вместе или по отдельности) можно:
✅в электронном виде для чтения на телефоне или компьютере здесь
✅в бумажном виде с бесплатной доставкой здесь
С Божьей помощью, в издательстве Орфограф скоро выйдет 7 том "Слов" Святого Старца Паисия и другие хорошие книги. Будьте здоровы, берегите себя и своих близких. Спасибо большое, что лайкаете нас и оставляете добрые комментарии, это нам очень помогает⏳