От Усть-Каменогорска до Риддера по прямой 65 километров, а автобусы ходят почти каждый час. Нно дорога извивается в трёх плоскостях, огибает Ивановский хребет внушительной петлёй и потому растягивается часа на три. Забавный момент - обратно в Усть-Каменогорск мы доехали примерно на полчаса быстрее, чем в Риддер - под гору ехать не в гору. Поначалу за окном автобуса - обычные предалтайские степи со скалами причудливых форм. Вот например Трицератопс-гора:
А сёла по дороге в основном русские, некоторые даже пусть и с предельно простенькими и малобюджетными, но всё-таки новыми церквями. Возможно, казахам тут жить просто не климат, как русским в пустыне.
Хотя леса здесь другие, чем на российском Алтае - не кедр, не лиственница, а тёмная островерхая пихта с густым подлеском берёзы:
Порой трасса сближается с железной дорогой - можно доехать и поездом, но днём он идёт только из Риддера в Усть-Каменогорск, и идёт конечно же куда дольше автобуса. Тут вроде и нет настоящих серпантинов, но бесконечные повороты, спуски и подъёмы выматывают, и меня в какой-то момент даже укачало. Поэтому автобус делает целых две длинных остановки, вторая - в большом селе Черемшанка у рынка, который действительно скорее рынок, чем базар:
Хотя ассортимент его чуть-чуть другой, чем на российском Алтае - например, из вот этих снадобий я более-менее регулярно видел там только золотой корень:
Напротив базара - Благовещенская церковь. Черемшанку основали в 1799 году староверы-"поляки", беглопоповцы, изгнанные с земель бывшей Речи Посполитой на границе нынешних Брянской и Гомельской областей на Алтай, где рудникам и заводам требовались рабочие руки. Староверы, приехавшие не по своей воле, и были первыми поселенцами этих гор.
А за Черемшанкой начинаются рудники. Риддер стоит в центре промышленного района, который открывает вот такой памятник - польский шахтный погрузчик Bumar LK-7:
Руды Рудного Алтая - полиметаллы. На Тишинском руднике добывают цинк (5% в породе), свинец и медь (по 1%), серебро и золото, а хозяином его, как у большинства здешних предприятий, является компания "Казцинк" с головным заводом в Усть-Каменогорске. Работа здесь кипит:
А сразу за рудником - быстрая речка со значащим названием Громотуха. Через несколько километров она сольётся с рекой Тихой (и давшей название руднику) в Ульбу, впадающую в Иртыш в центре Усть-Каменогорска. Тишинский рудник находится в посёлке Ульба (5,2 тыс. жителей), административно подчинённом Риддеру. Ещё в этом посёлке усть Ульбинская ГЭС, нижнее звено Лениногорского каскада. В 1985 году ГЭС была серьёзно повреждена паводком и законсервирована, а в 2015 её решили вернуть к жизни, и на момент нашей поездки гидроэлекростанцию восстанавливали полным ходом. Но с трассы она, судя по всему, не видна.
Самое забавное, что это действительно канал: трубы принадлежат Лениногорскому каскаду ГЭС - один из самых интересных проектов на заре ГОЭЛРо. Вообще, именно Рудный Алтай - колыбель русской гидроэнергетики, и первая в Риддере Быструшинская ГЭС (1916) была далеко не первой в этих краях вообще.
В 1925-30 годах к ней добавились Верхне-Хариузовская и Нижне-Харизоувские ГЭС, в 1931-37 - гораздо более мощная Ульбинская ГЭС, а в 1949 - Тишинская ГЭС, заменившая Быструшинскую и Нижне-Хариузовскую. Получилась весьма интересная система: в 30км от города находится Малоубльинское водохранилище, по факту являющееся труднодоступным и живописным горным озером, его вода при надобности сбрасывается в Громотуху, на которой работает Хариузовская ГЭС.
Но Громотуха с Тихой ещё когда сольётся, а вот по прямой между ними 4 километра и порядочный уклон, и вот эти-то трубы и связуют ГЭС на Громотухе и с ГЭС на Тихой. Увы, таксист, к которому подошли, везти нас к электростанциям вежливо отказался (причём явно по принципу "как бы чего не вышло"), а самим идти было лень. Поэтому вот лишь фото деривационного канала на фоне Ивановских гор на окраине Риддера: