Найти тему
Культурология для всех

Яма - царь над мертвыми и его царство

Добрый день! После истории о конце света, которая была в предыдущей публикации, мне кажется логичным рассказать об индивидуальном конце, т.е. о том, что сопутствует завершению жизни каждого человека по верованиям индуизма.

После смерти тело кладут го­ловой на юг – в сторону царства Ямы, живущего в своей столице Ямапуре, на верхней границе нараки, самого нижнего уровня яйца Брахмы. Рядом с умершим ставят масляную лампу, которая горит 3 дня.

При сжигании, покойника размещают ногами на юг, чтобы он ушел в нужном направлении, при этом тело можно располагать как сидя, так и лежа. Огонь-Агни, доставляющий жертвы богам, переносит душу в загробный мир. Если обряд выполнен неверно, то умерший станет бхутом из свиты Шивы, живущим на кладбище и питающимся человеческим мясом. После кремации останки собираются в урну, череп разбивается и погружается в реку.

Долгое время в Индии была распространена практика сати, когда вдова должна была быть сожжена вместе с мужем. Этот обряд связан с первой женой Шивы, которую так и звали - Сати.

Путь в окутанный тьмой загробный мир, охраняют два чудовищных пса Шарбара (Сарамеи), дети божественной собаки Сарамы.

-2

У них четыре глаза, направленные на четыре стороны света и широкие ноздри, которыми они вынюхивают добычу, когда бродят среди людей. Владения Ямы мрачные, похожие на дикие джунгли, но нет там теней от деревьев, нет воды и места, где можно было бы отдохнуть. Однако для добродетельных душ все же приготовлено облегчение.

-3

Жрецу, совершавшему погребение, приносилась в дар корова. Эта жертва нужна была в первую очередь умершему, потому что на пути к Яме ему встречалась река Вайтарани, в которую превращается Ганг, достигая загробного мира. Это бурный, отвратительно пахнущий поток, полный крови, костей, волос. Держась за хвост жертвенной коровы, умерший переправляется через эту реку, которая, по одной из версий, от­деляла царство мертвых от мира живых.

-4

Яма могучий великан с бледным лицом и пронзающим огненным взором. Он встречает вновь прибывших одетым в ярко-красное с венцом на голове, держа в руках дубинку и петлю, с помощью которой он вынимал душу из тела. Правда, иногда эту работу выполняли его слуги – кинкары – жуткие существа, облаченные в черное с красными волосами, острыми ушами и широкими пастями.

Яма, как царь над мертвыми, символизирует неумолимое время, с которым никто не может справиться, и которое приводит всех к смерти. Однако бывает и так, что он возвращает души обратно на землю. Благородный Руру заплатил половиной своей жизни за то, чтобы вернуть в мир живых свою невесту. Савитри сумела расположить к себе владыку смерти, и тем самым заработала право вернуть мужа. Про царя ракшасов Равану, объявившего войну Яме, я уже рассказывала в серии публикаций про седьмую аватару Вишну - царевича Раму. Он был выпущен обратно, правда, только по воле богов.

В следующей публикации вас ждут круги индийского ада, кишащие всякими гадами, и рассказ о том, как эти картинки сочетаются с идеей о реинкарнации - переселении душ.

Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии Вы можете выбрать для чтения перейдя на Карту канала

Видео-версии про девятую и десятую аватары Вишну и загробное царство бога Ямы можете посмотреть на моем ютуб-канале:

На тему древней Индии на моем канале Вы можете почитать: "Краткая истории древней Индии. Варны: брахманы, кшатрии, вайшья и шудра", "Ведическая религия", "Веды - священные тексты древней Индии", "Брахма - бог-творец", "Яйцо Брахмы", "Шива - бог-разрушитель", "Ганеша - бог с головой слона", "Локапалы - хранители сторон света", "Вишну - хранитель и его аватары", "Пахтание океана: как боги из молока масло взбили да сливки сняли", "Как Парашурама убил всех кшатриев 21 раз", "Девятая и десятая аватары бога Вишну"

Цикл "Рамаяна": "Десятиголовый царь всея мира", "Царевич Рама - главный герой "Рамаяны", "Почему Рама изгнал жену после спасения ее из плена"

Цикл "Махабхарата": "Рождение Кришны и что этому предшествовало", "Махабхарата: родословная пандавов и кауравов", "Почему жена царя рожала детей от богов", "Одна супруга для пяти братьев", "Проблемы многомужества в "Махабхарате", "Как с шиком устроиться в изгнании: опыт пандавов", "Песнь Господа" - "Бхагаватгита", "Советы и обещания Кришны. Игра в "поддавки", "Завершение битвы на поле Куру", "Махабхарата": финал". Заходите.