На днях в очередной раз мне пришлось испытать это неприятное чувство. Когда тебя вроде ценят, даже другим рекомендуют, но в то же время обесценивают. Что же произошло? В одном дамском чате просили контакты швеи для пошива чьих-то "хотелок" по фотографии. В рекомендациях я увидела своё имя. И меня покоробило. Почему?
Для начала проведу небольшой швейный "ликбез", потому что далеко не все понимают разницу между специалистами, связанными с шитьём. И по незнанию называют их то швеёй, то портнихой, то мастером (хотя моей душе последний вариант ближе всего).
Итак, Швея - специалист после училища или курсов, выполняющий машинные и ручные работы на производстве одежды. Обычно швеи сидят на какой-то- определённой операции в потоке в цеху и по сути дела занимаются рутинным, монотонным трудом на швейном конвейере.
Портной - специалист после училища, колледжа, который знает обработку различных узлов в одежде и собирает полностью изделие, вручную и на машинке. Чаще всего портные занимаются ремонтом одежды или работают в ателье индпошива, сталкиваясь порой со сложной и нестандартной одеждой.
Закройщик - специалист после колледжа, знающий основы конструирования, обработку различных узлов в одежде. Он может построить выкройку, смоделировать по фасону, раскроить и сшить по ней готовую одежду. Те, кто просто кроит на производстве - раскройщики, кроят по готовым лекалам, сами не конструируют.
Технолог - специалист после колледжа или ВУЗа, знающий более глубоко все виды обработки, способы изготовления и разные технические тонкости на производстве.
Конструктор - специалист после колледжа или ВУЗа, умеющий не только строить и моделировать конструкцию, но и знающий технологию, умеющий построить лекала с учётом способов обработки, раскроить и сшить всё изделие самостоятельно.
И, наконец, Дизайнер - в идеале тот, кто может не только пофантазировать, но и изобразить свою фантазию на бумаге, построить для неё лекала, раскроить и сшить самостоятельно то, что пришло ему в голову. "В идеале" потому, что далеко не все, кто зовутся дизайнерами, в состоянии хотя бы объяснить конструктору и технологу, что в итоге должно получиться из его задумки...
Когда-то, ещё на закате Союза, когда портные, как и парикмахеры, продавцы-товароведы в магазине были людьми уважаемыми, имели доступ к чему-то дефицитному, я имела счастье по конкурсу пройти в швейное училище. Где сначала обучалась на портную, потом на закройщика, после чего благополучно стала работать в небольшом минском ателье, снабжая работой целую бригаду портных.
Получив высший разряд закройщика, я работала там до тех пор пока не ушла в первый декрет, а ателье развалилось, как и многие мелкие швейные конторы в то смутное перестроечное время. Более десяти лет я работала на себя, занимаясь и ремонтом, и пошивом на заказ. Работы всегда было много, иногда по нескольку дней фактически не вставала из-за машинки, что не могло не отразиться на здоровье.
Мне всегда хотелось чего-то большего, чем просто шить на заказ. Я любила придумывать необычные конструкции, клиенты мне полностью доверяли и всегда просили сшить что-нибудь для них на моё усмотрение. В то же время давно зрела мечта получить высшее образование по моей специальности. Что в итоге я и сделала: имея двух детей поступила на бюджет и шесть лет заочно осваивала как спецпредметы, так и сопромат, все виды химии и, страшно вспомнить, теоретическую и прикладную механику.
Естественно, что всё время учёбы я тоже работала по специальности, не останавливаясь. Мои дизайнерские способности при этом тоже не давали покоя, что в итоге вылилось в дипломную работу с коллекцией льняной женской одежды моего авторства, сшитую также мною лично. Которую университет предложил выкупить, а в аннотации я получила очень высокую оценку своих знаний и рекомендацию дальше идти дизайнерской дорогой.
Последние десять или пятнадцать лет я иду по ней. За эти годы я выпустила несколько коллекций одежды, поработала сначала конструктором, а потом дизайнером на одном из крупнейших швейных производств в моей стране, даже преподавателем побыть успела. И всё это не прекращая шить на заказ. И в итоге, снова уйдя в два декрета, один за другим, вышла я из них хозяйкой своей дизайн-студии и ателье, где всё так же я принимаю клиентов.
Да, я могу сшить практически любую одежду сама, но когда дизайнера, к которому приходят с самыми сложными моделями рекомендуют как швею - коробит. Не потому, что это ниже моего достоинства, тем более что шью я качественно, а потому, что оказывается востребован только тот труд, который может быть выполнен в любой мастерской. И когда называю цену за него, начинается непонимание, мол, почему так дорого?
Просто шить мне уже неинтересно. Для этого рядом со мной работают профессионалы. А я учусь дальше, но уже в сфере маркетинга, психологии и веду здесь личный блог. Который вы сейчас читаете. Я делюсь своими знаниями, помогаю практическими советами, выкладываю свои работы и презентую коллекции. И всегда благодарна моим читателям за добрые слова и клиентам, рекомендующим меня как автора и Мастера.