Николай Михайлович Недбайло (1940 – 2015) – график, потомственный художник в четырёх поколениях, нонконформист. Родился в Подмосковье в семье известных художников Михаила Недбайло и Нины Кашиной. Главным его учителем всегда была мать, отец же не успел передать сыну свои знания – в конце 1943 Михаил погиб на фронте.
С юных лет Николай Михайлович активно работал в журналах «Вокруг Света», «Юность», «Смена», «Молодая гвардия», «Огонёк», принимал участие в выставках, организованных Московским Союзом художников.
Николай рос в атмосфере страны-космического первопроходца. В это время один за другим следовали полёт Спутника №1 (1957), полёт первого человека в космос (1961), первая доставка лунного грунта (1969), советские автоматические межпланетные станции, достигающие Луны, Марса, Венеры, стыковка в космосе беспилотных кораблей «Космос-186» и «Космос-188» (1968), полёты космических аппаратов и так далее. Всё это происходило впервые в истории человечества и, безусловно, вдохновляло художника, поэтому космос был ему близок.
Николай Недбайло рисовал мир будущего, интересующий советскую молодёжь, которая зачитывалась книгами Ивана Ефремова, Кира Булычёва и ранних Аркадия и Бориса Стругацких – яркие светлые краски, высотные осветители, миры дальних планет... После удивительного рывка СССР в космос это казалось совсем близким. Тогда мир третьего тысячелетия представлялся миром удивительных технологий, полётов в ближний и дальний космос, подвигов человеческого разума и развития человеческих сверхспособностей. Встреча с иными цивилизациями, города на других планетах, техника и архитектура будущего – вот темы, которые особенно волнуют художника.
В 1956 году Николай поступил в Московское художественное училище, откуда его отчислили с четвёртого курса за пропуски занятий. Однако к этому времени молодой художник уже заявил о себе, как о хорошем иллюстраторе.
В 1966 нигде не работающего Николая привлекают к статье за тунеядство, отправляют в ссылку. Через несколько месяцев Мосгорсуд оправдывает художника, и он возвращается в Москву, где возобновляет свою творческую деятельность.
В 1970-х годах жизнь художника налаживается: о нём пишут статьи в журналах и газетах, в новостных передачах о культуре он становится постоянным гостем. Его узнают и приобретают его работы с выставок. Николай Михайлович лично подружился со многими советскими писателями и поэтами. Но главной и знаковой для его творчества стала дружба с писателем-фантастом Иваном Ефремовым. Его произведение «Час Быка» (1970) пробудило в нём интерес к фантастической тематике, и на протяжении 70-80-х годов он создал уникальную серию картин «Мир завтрашнего дня».
В начале 70-х в журнале «Техника – молодёжи» появились талантливые футуристические картины молодого художника-иллюстратора. Журнал считался лучшим научно-футуристическим изданием мира, где печатали чертежи космических поселений и космического лифта, фантастику и живопись, представляющую мир завтра.
С 1973 года Николай Михайлович принимал участие в двенадцати международных выставках «Мир завтрашнего дня» и стал лауреатом конкурса художников-фантастов. В 1975 году приехал в Карелию на постоянное место жительства и начал работу над циклом пейзажей «Лирика Русского Севера».
Николай Недбайло иллюстрировал «Неделю» (1986), «Огонёк» (1988, №40), трёхтомник Фазиля Искандера «Сандро из Чегема» (1989). Был учредителем и председателем АО «Таланты России» (1991–1994), членом Профессионально-творческого союза художников (с 1995) и Международного художественного фонда (с 1996).
Сегодня Николай Недбайло – один из самых известных русских художников на Западе. Его работы находятся в картинных галереях мира, Пермском и Донецком художественных музеях и частных коллекциях многих стран.