Найти тему
Государство и право

Обзор нового Положения о морских лоцманах, утвержденного приказом Минтранса России от 6 ноября 2020 № 462

В рамках реализации "регуляторной гильотины" были оптимизированы требования к морским лоцманам.

Так, с 1 января 2021 года вступил в силу приказ Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2020 № 462 "Об утверждении Положения о морских лоцманах" (далее Положение), который будет действовать до 1 января 2027 года.

Одним из нововведений является отмена квалификационных категорий. Ранее после прохождения первичной аттестации присваивалась квалификационная категория морского лоцмана 2 категории, а лишь через 5 лет, в случае безаварийной работы и наличия представления лоцманской организации можно было претендовать на 1 категорию.

"Аттестацию" заменили на "Квалификационные испытания", которые по прежнему проводятся комиссией (только теперь квалификационной), председателем которой является капитан морского порта. Однако появилось указание на то, что секретарем комиссии назначается должностное лицо службы капитана морского порта (фактически так и происходило ранее на практике, но не было закреплено нормативно), а в ее состав включаются должностные лица службы капитана морского порта, а также работники лоцманских организаций (по представлению лоцманских организаций), осуществляющих деятельность в соответствующем морском порту (теперь без оговорки по численности, ранее только по одному представителю).

Стоит отметить, что наконец раскрыт и упрощен порядок подачи заявления, необходимого для прохождения квалификационных испытаний. Данное право закреплено за лоцманской организацией, работником которой является гражданин России, претендующий на получение лоцманского удостоверения. Заявление направляется капитану соответствующего морского порта в письменной форме почтовым отправлением, либо по электронной почте, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктом 10 Положения.

По новому правилу к заявлению прилагаются:

  • копии документов, подтверждающие стаж работы не менее трех лет в должности капитана и (или) старшего помощника капитана на морских судах валовой вместимостью 500 и более, однако лишь при первичном получении лоцманского удостоверения (ранее при каждом обращении).
  • копия документа, подтверждающего прохождение медицинского осмотра включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (в соответствии с пунктом 3 статьи 87 КТМ).

В этой связи, при повторном оформлении лоцманского удостоверения, необходимо представить только заявление и результаты медкомиссии (ранее это был обширный перечень документов, состоящий из 11 пунктов).

При этом, прохождение не реже одного раза в пять лет тренажерной и специальной подготовки, хотя и не закреплено в настоящем Положении, но по прежнему является особым условием допуска к работе в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 октября 2017 № 728н "Об утверждении профессионального стандарта "Лоцман" (далее - Профстандарт).

Работодатель самостоятельно контролирует соблюдение требований к образованию и обучению морских лоцманов (кандидатов в морские лоцманы при трудоустройстве), в том числе к обязательным минимальным требованиям по ознакомлению, начальной подготовке и инструктажу по вопросам безопасности для всех моряков в соответствии с правилом VI/1 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты от 7 июля 1978 года с поправками (подпункт 7 пункта 2 Положения), соблюдение режима труда и отдыха (ст. 329 ТК РФ), организует проведение инструктажей по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (пункт 3.1. Профстандарта).

Также новым Положением установлены сроки рассмотрения заявления (ранее не предусматривалось).

Так, капитан морского порта в течение пяти рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению назначает дату проведения квалификационных испытаний и не позднее чем за пять календарных дней до даты их проведения информирует об этом лоцманскую организацию. Кроме того установлен порядок и сроки обжалования решения комиссии, так, в случае несогласия с решением, заявитель в течение десяти рабочих дней со дня проведения квалификационных испытаний вправе направить мотивированные возражения капитану морского порта, которые рассматриваются на заседании Комиссии в течение пятнадцати рабочих дней со дня их получения. По результатам рассмотрения мотивированных возражений Комиссией принимается одно из решений:

  • решение Комиссии по результатам квалификационных испытаний оставить без изменений;
  • решение Комиссии по результатам квалификационных испытаний отменить, принять решение о выдаче кандидату в лоцманы лоцманского удостоверения (в случае согласия Комиссии с мотивированными возражениями).

Оформление лоцманского удостоверения во всех случаях (положительного решения) осуществляется в течение двух рабочих дней .

Еще одним немаловажным фактором является отсутствие требований к прохождению стажировки в течение не менее 7 дней в качестве дублера оператора службы управления движением судов (СУДС), в зоне действия которой находится район лоцманской проводки, обслуживаемый лоцманской организацией, работником которой является морской лоцман или кандидат в морские лоцманы.

Таким образом, снижается нагрузка как на Росморпорт (в части организации и проведения данной стажировки), так и упрощается процедура допуска к квалификационным испытаниям для работников лоцманских организаций.

Обращаем внимание лоцманских организаций на тот факт, что в Положении отсутствуют сведения о взимании платы за проведение квалификационных испытаний, в свою очередь подпунктом 64 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за выдачу лоцманского удостоверения установлена госпошлина в размере 350 рублей. Отсюда следует, что плата за проведение самих квалификационных испытаний не взимается.

В соответствии с пунктом 14 Положения, перечень вопросов, касающихся знания кандидатом в лоцманы прав и обязанностей лоцмана, установленных настоящим Положением, знаний и умений, предусмотренных Профессиональным стандартом "Лоцман", а также навигационно-гидрографических особенностей района лоцманской проводки, которые используются при тестировании и задаются членами Комиссии кандидату в лоцманы во время собеседования, должен быть согласован с Росморречфлотом и размещен на официальном сайте администрации морских портов в сети "Интернет". Квалификационные испытания могут проводиться не ранее чем через тридцать календарных дней со дня опубликования указанного перечня вопросов.

Таким образом, учитывая тот факт, что после согласования и опубликования данного перечня должен пройти как минимум один месяц, а в настоящее время такой перечень отсутствует, выходит что в лучшем случае первые испытания смогут состояться не ранее 12 февраля 2021 года, если конечно такой перечень будет опубликован в установленном порядке 11 января 2021 года (в первый рабочий день).

При этом согласно пункту 20 Положения, не позднее пяти лет с даты выдачи лоцманского удостоверения лоцман должен пройти квалификационные испытания, предусмотренные пунктами 10-16 настоящего Положения, и получить новое лоцманское удостоверение. Следовательно образовалась небольшая брешь в возможности проведения испытаний в отношении морских лоцманов у которых удостоверения действительны до января - начала февраля 2021 года. Также в соответствии с рассматриваемым пунктом, в случае, если лоцман в течение двух лет подряд не осуществлял лоцманских проводок, он должен пройти практику по лоцманской проводке и квалификационные испытания, предусмотренные пунктами 10-16 настоящего Положения.

Другой правоприменительной проблемой является отсутствие в Положении процедуры лишения лоцманского удостоверения в соответствии с пунктом 2 статьи 102 КТМ РФ, равно как и КоАП РФ не предусматривает административную ответственность лоцмана, виновного в ненадлежащей лоцманской проводке судна, в этой связи в случае инцидента или аварии, к примеру, посадки на мель по вине лоцмана, лоцман необоснованно избегает юридической ответственности.

Между тем, упрощение процедуры получения лоцманского удостоверения, никак не предусматривает возможность лоцманских организаций игнорировать соблюдение требований Профстандарта и настоящего Положения, ведь контроль за деятельностью лоцманской службы по прежнему осуществляет капитан морского порта, который является должностным лицом Росморречфлота и действует в соответствии с Положением о капитане морского порта, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 39 (далее – положение о КМП).

Кроме того, капитан морского порта устанавливает порядок лоцманской проводки судов в морском порту (в соответствии с пунктом 3 статьи 90 КТМ РФ) и вправе запрашивать информацию в области безопасности мореплавания и порядка в морском порту у организаций и граждан (подпункт 1 пункта 21 Положения о КМП). Отсюда следует, что при осуществления контроля за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании (подпункт 1 пункта 14 Положения о КМП), капитан морского порта может в любой момент (например, в случае угрозы безопасности мореплавания, загрязнения морской среды и т.п.) запросить у лоцманской организации соответствующие документы.

В случае выявления нарушений законодательства, капитан морского порта передает материалы указывающие на допущенные нарушения в Ространснадзор, должностные лица которого уполномочены инициировать обращение в арбитражный суд с заявлением о ликвидации таких организаций, неоднократно или грубо нарушающих требования к их оснащенности, численности и квалификации их работников, установленные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта для определенных статьей 86 КТМ РФ целей лоцманской проводки судов.

Ссылка на полный текст документа

Вам может быть интересно:

Обзор нового Порядка предоставления капитану судна права плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов

Обзор подготовил Алексей Иванов,

член ассоциации юристов России, ведущий специалист морской отрасли, публицист.