Наша страна велика. Это факт. Именно ее размеры стали причиной реализации в XX веке масштабных проектов, которые оказывались в чем-то самыми-самыми. И Саратовский железнодорожный мост через Волгу, достроенный в 1935 г., оказался на тот момент самым длинным в Европе.
Его строительство потребовало больших затрат:
- Временных (строили 5 лет, а готовились к строительству 38 лет);
- Финансовых (согласно постановлению Совета труда и обороны, ориентировочная стоимость строительства моста составляла 42 млн. руб, и еще 40 млн. руб потребовалось для устранения последствий аварии в 1934 г.)
- Людских (при строительстве моста погибли сотни человек).
Унесенные жизни
Мост строили, заключенные (что в те годы было распространенной практикой), а также рабочие из числа местных жителей.
Строительство шло медленно, сдать объект вовремя не смогли, поэтому торопились. И уже нельзя узнать достоверно, в чем и когда ошиблись, но 13 апреля 1934 года недостроенный мост начал рушиться. Потом выяснилось, что причиной стала деформация пролетных строений из-за плохого качества металла, и это стоило жизни более 100 человек. В память о трагедии в поселке Увек установили Памятник погибшим мостостроителям. И судя по тому, что среди указанных на нем имен двое погибших 8 января 1935 г., аварии случались неоднократно.
Погибшие в аварии строители - не единственные "жертвы" моста. За годы строительства умирали и участвовавшие в нем заключенные. Вот только их вряд ли кто-то считал, и памятника им нет. Говорят, что мост в буквальном смысле стоит на костях. Трупы заключенных клали прямо под заливаемые бетонные плиты, которые держат насыпь под железную дорогу.
Спустя несколько десятилетий после окончания строительства в районе моста произошла еще одна трагедия. В 1966 г. курсант Павел Шклярук героически погиб, пытаясь увести самолет, у которого отказал двигатель, чтобы тот не упал на город.
Он отказался катапультироваться, когда была возможность, понимая, что тогда самолет упадет в центре заселённой местности (нефтебаза, железнодорожный мост, пляж, посёлок). Шклярук направил самолет в Волгу, пожертвовав собой ради жизни сотен людей.
Стратегический объект
Саратовский железнодорожный мост стал крупнейшим в первой пятилетке и вторым в СССР мостом на бетонных опорах. Были применены новые для того времени и более технологичные методы строительства подобных объектов.
Мост обеспечил сплошное железнодорожное сообщение на отрезках Москва-Астрахань, Москва-Уральск, позволил соединить центральные районы СССР с Юго-Востоком, Средней Азией, Уралом и Сибирью. Ранее грузы через Волгу переправляли на пароме, что существенно замедляло процесс транспортировки.
Во время Великой Отечественной войны мост неоднократно бомбили, так как он был важным стратегическим объектом, обеспечивающим связь с районами заволжья. Но разрушить его или хотя бы повредить врагу не удалось.
Отремонтировать или заменить?
Саратовский железнодорожный мост прослужил верой и правдой почти век. В этом году ему исполняется 86 лет.
Конечно, он уже устарел и не справляется с увеличившимся транспортным потоком. С начала 2000-х гг. шли разговоры о его реконструкции, но, скорее всего, просто построят новый мост. Его проект, по словам начальника ПривЖД Сергея Альмеева будет доработан в 2021-2022 гг.
Похоже, старый мост отслужил свое. Хотя, учитывая неспешность, с которой разрабатываются проекты его замены, в ближайшие годы "на пенсию" его не отправят.
Полезно? Интересно? Мы старались для Вас!
Лайк, подписка, комментарий – лучшая поддержка!