Найти тему
Как на самом-то деле?

Так ли страшен дрон, как его малюют? От революции до второй мировой. США

Часть 1 Как всё начиналось

Часть 2 От революции до второй мировой. СССР

Часть 3 От революции до второй мировой. Германия

Формат Дзена не поощряет к чрезмерно подробному и детальному изложению любого вопроса. Поэтому я пропущу даже краткое описание работ по созданию дистанционно-управляемых самолётов, кораблей, торпед во многих странах. Идеи в воздухе витают. Такие разработки предпринимали или пытались предпринимать многие страны, например, Япония, которая, не добившись победы с помощью камикадзе решила взрывать и поджигать США с помощью автоматических дрейфующих аэростатов. Опять же с использованием камикадзе (в буквальном переводе божественный ветер) – струйных течений. Без особого успеха. Погибла беременная американка и с ней пятеро детей, случайно нашедшие упавший аппарат.

-2

Коллаж автора.

Японский автоматический дрейфующий аэростат (АДА) с фугасно-зажигательным зарядом. Схема полётов с использованием струйного течения.

Голливудский актер Дени Реджинальд, с детства увлекавшийся авиацией, создал компанию «Radioplane Company», которая сначала только управляла магазином по продаже авиамоделей, а потом начала и собственное производство их. Строились в том числе и RC – Radio Control модели. Электронные компоненты в те годы были далеко не миниатюрными, транзистор ещё не изобрели и в итоге игрушечные самолётики с ламповым приёмником получались немаленьких размеров. Возникла мысль, что эти аппараты могут не просто летать, развлекая владельца и зрителей, но и делать что-нибудь полезное. В 1935 компания построила аппарат названный Radioplane RP-1 и предложила его Армии США в качестве мишени для зенитчиков.

Статус фото – общественное достояние
Статус фото – общественное достояние

Дени Реджинальд и его радиоуправляемый Radioplane RP-1

Но высокие чины в Министерстве обороны, проявили интерес лишь на словах. Только через пять лет, видимо под влиянием начала войны с японцами в Тихом океане, армия США заказала пятьдесят таких самолётов-мишеней, но более поздней модификации Radioplane RP-4.

Фото компании Northrop
Фото компании Northrop

Radioplane RP-4. Под балкой катапульты видны резиновые шнуры привода.

Аппарат мог летать целый час, обеспечивая тренировку зенитчиков. Для полного съёма мощности применено интересное техническое решение - редуктор распределял её на два пропеллера малого диаметра.

Но уже ДПЛА следующей модели Radioplane RP-5 (армейский индекс OQ-2) стал первым в мире действительно серийным беспилотником.

Фото из Museum of the american G.I. взято на сайтеhttps://americangimuseum.org/
Фото из Museum of the american G.I. взято на сайтеhttps://americangimuseum.org/

Radioplane OQ-2 реставрация Кертиса Форестера-младшего.

Время в полёте до 1ч.10мин. Скорость 137км/ч. Длина 2.65м, размах крыла 3.73м. И здесь для более полного использования мощности двигателя 6.5л.с. пропеллером небольшого размера, пришлось установить их два соосно, с разным направлением вращения. Этих аппаратов разных модификаций было выпущено около 15000 единиц. Он обладал небольшим ресурсом – только 25 часов до первой переборки двигателя.

И DH82 Queen Bee, и Radioplane были самолётами-мишенями.

Первый в мире боевой дрон американский – им стал беспилотный бомбардировщик Interstate TDR-1. Так утверждают американцы. Про неудобные сведения об австрийских «бомбардировочных аэростатах», как это часто с ними бывает в подобных случаях, они знать не хотят. Сделать управляемый по радио самолёт-торпедоносец предложил морской офицер лейтенант Д. С. Фэрнли ещё в августе 1936 года. Но прошло шесть лет и только в 1942-м состоялось успешное испытание этого ДПЛА.

Статус фото – общественное достояние
Статус фото – общественное достояние

Беспилотный бомбардировщик Interstate TDR-1

Наверняка Вы подумали: – Автор подтасовывает, это же пилотируемый самолет! Да, на части самолётов была пилотская кабина и пилоты иногда на них летали. Перегоны, испытательные полеты. Но при боевом применении фонарь, сиденье и др. оборудование для пилота снимали, кабину закрывали обтекателем и управление осуществлялось по радиоканалу. Впервые(!) была использована система телевизионного наведения.

Статус фото – общественное достояние
Статус фото – общественное достояние

Беспилотный бомбардировщик Interstate TDR-1 с подвешенной бомбой калибра 900кг. Через отверстие в носу обеспечивался обзор для телекамеры.

Статус фото – общественное достояние
Статус фото – общественное достояние

Беспилотный бомбардировщик Interstate TDR-1 с подвешенной торпедой под обтекателем.

Особыми лётными качествами самолётик не отличался. Ради дешевизны он имел каркас из тонкостенных «велосипедных» труб, фанерную обшивку. На него устанавливались, дешевые, широко распространенные двигатели 220 л.с., неубираемое шасси сбрасывалось после взлёта. Он имел несерьёзные скорость - 225км/ч и дальность - 685км. Но зато, его пилот, сидя на борту самолёта сопровождения в 10 километрах от прикрытого объекта, не боялся вести свой самолёт против японских кораблей сквозь любой зенитный огонь. Его можно было вооружить бомбой калибра 900кг или торпедой массой 1007кг.

Самым интересным в этом самолёте была телевизионная система наведения. Бомбы и торпеды были неуправляемые, прицеливание осуществлялось наведением самого носителя. Систему разработал наш соотечественник Владимир Козьмич Зворыкин, ставший в США «отцом телевидения».

Статус фото – общественное достояние.
Статус фото – общественное достояние.

Система включала в себя:

1. На борту TDR-1:

- сверхкомпактную, всего лишь 44кг телекамеру, при том, что студийные по тем временам, весили сотни килограммов, (на снимке выше);

- приёмо-передатчик , выдающий параметры полёта и картинку с телекамеры на самолёт наведения, а сигналы управления на сервоприводы, фото его найти не удалось;

Коллаж автора
Коллаж автора

2. На борту самолёта Грумман TBM-3E «Эвенджер» модифицированного для сопровождения и управления TDR-1 (на снимке вверху). Самолёт трёхместный. Впереди пилот, за ним оператор, сзади стрелок:

- приемо-передатчик, кинескоп

- аппаратуру дистанционного управления. Для задания высоты полёта и скорости служил номеронабиратель обычного телефона. Джойстик для управления по курсу и тангажу. Крохотный прямоугольный индикатор — это экран РЛС, позволявшей следить за транспондером (ответчиком) бомбардировщика, когда приходилось «отпускать» его для атаки. С помощью такой аппаратуры один оператор мог управлять 4-мя дронами.

Изображение на телевизионном экране было недостаточно контрастным и резким. Сделайте скидку на то, что это фото с экрана очень старого телевизора.

Статус фото – общественное достояние.
Статус фото – общественное достояние.

Экран телевизионной системы наведения. И это в хорошую солнечную погоду. Видно перекрестье прицела и почти в нём цель - старый транспортник, выброшенный на мель.

Дальность мала, а до противника далеко, поэтому использование TDR-1 предполагалось с палубы авианосца. Он взлетал под управлением оператора, находящегося на посту управления на авианосце, после набора высоты управление передавалось оператору на самолёте наведения.

Статус фото – общественное достояние.
Статус фото – общественное достояние.

Испытания ДПЛА Interstate TDR-1. Сброс бомбы снимается с гидросамолёта сопровождения, торпедоносец «Эвенджер» с оператором наведения далеко позади.

Таких ДПЛА было выпущено 189. Из них 28 погибли без каких-либо боевых достижений, 18 смогли всё же поразить свои цели. Адмирал Нимиц отрицательно оценил их действия и программу закрыли. Оставшиеся аппараты флотские зенитчики использовали в качестве учебных мишеней.

Нет сомнений, что информация о применении самолётов-бомб на советско-германском фронте была известна за океаном. Были и собственные «эксклюзивные» знания – камикадзе на Тихом океане, взрывы японских АДА - автоматических дрейфующих аэростатов на территории США. В такой ситуации мысль о разработке летающей бомбы обязана была возникнуть в какой-нибудь американской голове. Эта голова оказалась на плечах командира 8-й воздушной армии генерал-майора Джеймса Дулитла, хотя некоторые историки утверждают, что он присвоил идею какого-то своего подчинённого. В середине 1943 года он предложил использовать, выслужившие ресурс, но ещё способные совершить последний полёт бомбардировщики B-17 Flying Fortress. Это был один из самых массовых бомбардировщик второй мировой войны, его производили с 1936(37) года по 1945, а по тоннажу сброшенных бомб – только на Европу 650 195 тонн, первый. Всего Boeing выпустил их 12 731. «Летающую крепость» превратили в летающую бомбу. Несомненно, что к такому решению подталкивали и большие потери экипажей и самолётов. Например, в первом налёте на шарикоподшипниковые заводы в Швайнфурте 17-го августа 1943-го из 230 участвовавших самолётов 36 было сбито, потеряно 360 членов экипажей. В октябре во втором налёте на те же объекты из 291 вылетевших B-17 сбито 59 потеряно 650 членов экипажей, невредимыми вернулись только 33 самолёта.

Статус фото – общественное достояние.
Статус фото – общественное достояние.

Проект назвали Афродита (индекс проекта MX-541, индекс радиоуправляемого самолёта BQ-7, самолёта управления CQ-7). Флот разрабатывал свой проект на базе B-24 Liberator (флотский индекс PB4Y-1) - BQ-8, но не преуспел.

Статус фото – общественное достояние
Статус фото – общественное достояние

Дрон BQ-8 и самолёт управления F7F-3D. Кстати, в боевых действиях этот двухмоторный истребитель участия не принимал.

Именно на этом самолёте, а не на B-17 по ошибочному, но распространённому мнению, взорвался на 9.6 т торпекса старший брат будущего президента США Джозеф Патрик Кеннеди-младший.

Статус фото – общественное достояние
Статус фото – общественное достояние

Лейтенант Джозеф Патрик Кеннеди-младший

B-17 предельно облегчали – примерно 5400 кг оборудования выбрасывалось – это к дискуссии о том, «сколько весит пилот». На борту монтировались две телекамеры Зворыкина, одна служила для наведения, как и на TDR-1, другая обеспечивала «телеметрию» - показывала приборную доску с минимально необходимыми приборами.

На основе вот этой гуляющей по сети фотографии (цветные дополнения мои) многие авторы, например той же Википедии, делают вывод, что самолёт управлялся только по высоте.

-16

Не верьте. А как же наводиться по курсу? На самом-то деле управление было полноценным. Его работу и на ведомом BQ-7 и на ведущем CQ-17 смотрите в ролике с 1 мин 10 с

Задняя кабина для стрелка переоборудовалась. Пушки убирали и размещали здесь приёмники и передатчики, а снаружи монтировали антенны.

Статус фото – общественное достояние.
Статус фото – общественное достояние.

Под фюзеляжем установили дымогенератор, облегчавший сопровождение и предотвращавший потерю BQ-7.

Статус фото – общественное достояние.
Статус фото – общественное достояние.

Поскольку поднимать самолёт и вести до высоты 600 м должны были пилоты, то для облегчения покидания его с парашютами на некоторых машинах крышу кабины снимали. Американские лётчики прозвали самолёт за это «кабриолет». За спиной у лётчика на фото отсек с аппаратурой радиоуправления, а дальше ящики с взрывчаткой Торпекс общим весом 20 000 фунтов (9 144 кг). Так что выбраться из самолёта удобнее было перелезая через борт. Не всем это удавалось. Несколько добровольцев погибли.

Статус фото – общественное достояние.
Статус фото – общественное достояние.

Именно это произошло при первой попытке боевого применения BQ-7. В тот день при покидании дронов погибли два пилота и бортмеханик.

Боевое применение BQ-7 было просто провальным.

Первый боевой вылет Афродит. 4августа 1944 года на бомбардировку трёх целей были отправлены 4 беспилотника. Из них три при переходе на радиоуправление потеряли его и упали. При этом погибли 3 члена экипажей. Один дрон смог добраться до цели – Купол Эперлек – один из нацистских объектов по производству кислорода, сборке и запуску ФАУ-2, но промахнулся на сотни метров. Сомнительно, что даже при попадании, объект был бы выведен из строя. Всё же 9 тонн взрывчатки давали только фугасный эффект. Это не 2-тонный кумулятивный заряд немецких Мистелей, не проникающие до 30м в грунт английские 5-тонные бомбы Толбой, которые в итоге и разбили немецкие ракетные бункеры.

Единственной успешной миссией считается бомбардировка в августе 1944 нефтеперерабатывающих заводов Хейде в Германии. Успешная, хотя из 4-х БПЛА до цели добрался только один и зацепил её «по краешку», но уж больно цель была нежная.

Всего ВВС США предприняли 13 попыток нанесения ударов этими беспилотниками. У флота с BQ-8 дела шли ещё хуже. Было построено только два образца. Один взорвался при снятии предохранителей с заряда и унёс жизни лейтенантов Джозефа Кеннеди и Уилфорда Дж. Уилли, другой беспилотник оператор по ошибке вогнал в остров далеко от цели. В 1945-м и ВВС и ВМС закрыли свои программы.

Опыт и научно-технический задел были использованы в проекте MX-767 Банши на базе B-29. Но уже после второй мировой, поэтому рассказ об этом войдёт в 6-ю часть.

Из-за самоцензуры – признания необходимости ограничить объём статьи, не стал я в этой части описывать большую американскую программу разработки управляемых авиационных бомб под кодовым обозначением SWOD – Special Weapon Ordnance Device (англ. Устройство-Боеприпас Специального Вооружения). По придаваемому этой программе значению она уступала только проекту “Манхэттен” и разработке неконтактного зенитного взрывателя. Она достойна отдельной главы. В рамках её были разработаны несколько интересных конструкций, в том числе первая в мире управляемая бомба с активной радиолокационной головкой самонаведения бомба ASM-N-2 "Bat". Скажу только, что это оружие сыграло ещё меньшую роль во второй мировой войне, чем немецкая HS-293.

Продолжение

-20