Таких случаев, чтобы значение великих побед сознательно принижалось, известно сравнительно немного.
250-летие победы русского оружия над шведами под Полтавой в СССР планировали отметить пышно. В десятках издательств готовились выпустить поэму Пушкина «Полтава», отрывки из которой уже зубрили наизусть миллионы школьников. На месте великой битвы обновляли и ремонтировали пострадавшие во время Великой Отечественной войны памятники в честь участников знаменитого сражения. К юбилею свежими красками заблестела знаменитая мозаика Ломоносова «Полтавская баталия».
Вполне естественно, что к славной годовщине выпустили юбилейную почтовую марку. Большой тираж марки был отпечатан в срок, и она поступила в филателистический киоск московского почтамта. Однако её продажа продолжалась всего несколько минут. По непонятным причинам киоск закрыли, весь тираж изъяли и, как позже выяснилось, сожгли.
Оказалось, что в 1959 году СССР вёл переговоры о визите Никиты Хрущева в Швецию. Генсек очень нервничал из-за возможного срыва своей поездки. Почему-то Никита Сергеевич вообразил, что северные соседи могут обидеться за напоминание об их давнем поражении под Полтавой.
Из всего тиража сохранились около 40 экземпляров, которые успели купить филателисты за несколько минут продажи. Сегодня полтавская марка считается одной из самых дорогих советских почтовых миниатюр. При стандартном номинале в 40 копеек её цена у коллекционеров доходит до десятков тысяч долларов.
Один из номеров журнала «Дилетант» посвящен Полтавской битве. Выпуск можно прочитать в приложении для iOS по ссылке.