Подходим к концу нашей одиссеи по фильмам Ридли Скотта. Прошлое десятилетие было отмечено у сэра Ридли как успехами, так и разочарованиями. Вообще, нынешние работы мэтра мало кому доставляют удовольствие и принято считать, что всё, что нынче делает Ридли, скорее издевательство над хорошим вкусом. В то же время, именно этот период отмечен смелыми решениями, а глобализм работ сэра Ридли достигает поистине космических масштабов, доселе в его творчестве невиданных.
Робин Гуд (2010)
Пожалуй, «Робин Гуд» является для меня тёмной лошадкой во всём этом перечне. Классический сюжет, замечательный актёрский состав — всё это на мой взгляд здесь потрачено совершенно впустую и отмечено печатью нолановского реализма и мрачности. Фильм, вроде как, изначально задумывался как старт целой серии, а исполнитель главной роли явно был не против продолжить сюжет, благо что фильм, по сути, является предысторией известного сюжета о Робине Гуде. Из моментов, заставляющих почесать голову, здесь есть размахивающая мечом Кейт Бланшетт, но не сказал бы, что я против. В итоге тяга к реализму совершенно не идёт легендарному сюжету, из-за чего слегка карикатурный и аляповатый фильм 30-х годов с Эрролом Флинном кажется (да и является, будучи широко признанной классикой) гораздо более приятным и желаемым воплощением хрестоматийной истории в кино. Старт десятилетия у Ридли явно получился так себе, но за боевую Кейт Бланшетт спасибо.
Прометей (2012)
Фильм, разделивший фанатов «Чужого». Фильм, вернувший лавкрафтианский ужас на большие экраны. Фильм, ставший причиной, по которой мы так и не увидели «Хребты безумия» Гильермо Дель Торо. Возвращение во вселенную Чужих для Скотта вышло волнующим и противоречивым. Камерный фильм категории Б, к концу 90-х разросшийся во франшизу, обзавёлся приквелом, расширяющим мифологию Чужих и ставящий глобальные вопросы о происхождении человека, творении и контакте с создателем. Сказать, что такого мало кто ожидал – не сказать ровным счётом ничего. На мой взгляд, серия получила свежее дыхание и разрослась в масштабе, что, если честно, скорее хорошо, чем плохо. Особенно учитывая, какими получились несколько предыдущих фильмов (включая спин-оффы с Хищником). Так же, как и первый «Чужой», «Прометей» обладает пугающим и атмосферным визуальным рядом, запоминающимися моментами и, наконец-то, становится в руках создателя серии настоящим высокобюджетным произведением искусства, а не трэшовой пародией на самого себя. Безусловно, положительная динамика.
Советник (2013)
«Советника» принято обходить стороной. Среди большинства зрителей он считается одним из наименее удачных фильмов Ридли Скотта, хотя встречаются и прямо противоположные отзывы. Пожалуй, это один из наименее оптимистичных и наиболее жестоких, провокационных фильмов Скотта. Небольшая галерея запоминающихся персонажей, главный герой, своей тягой к запретному ставящий под удар себя и близких себе людей, постоянная угроза и тревога, и всё это без тесных коридоров и преимущественно средь бела дня. Ощущение опасности, которое передаёт это кино, неотвратимость последствий неверного выбора, беспринципность и неизбежность человеческой жестокости, гедонизм и эгоизм, убивающие любовь и дружбу, — всё это есть в этом фильме, на котором пожалуй и произошёл раздел аудитории Ридли Скотта в целом. Заигрывание с шокирующей реалистической жестокостью, диалоги на грани дозволенного и общий упаднический настрой картины сыграли злую шутку со многими, но для других стали новое вехой в творчестве человека, способного удивлять до сих пор. Можно понять и тех и других, но лично мне фильм скорее понравился. Это далеко не самый забывающийся из тех фильмов, что делал режиссёр и точно один из самых рискованных, в чём и скрывается его очарование.
Исход: Цари и Боги (2014)
Все многочисленные шутки о религиозных отсылках в творчестве Скотта пожалуй меркнут перед настоящим библейским эпиком о Моисее. Смотря этот фильм, можно скорее подумать, что сэр Ридли скорее скептически относится к Библии в целом. Любые сверхъестественные мотивы несут под собой крайне спорные и интересные причины, так, например, Моисей в исполнении Кристиана Бэйла начинает говорить с Богом после того, как ему на голову приземляется внушительных размеров камень. Комедия, да и только, и всё это с огромным размахом. Пожалуй, визуально кино очень удалось, запоминающееся изображение казней египетских, отличные костюмы и тяга к эпику идут ему на пользу, что, к сожалению, не делают его сколько-нибудь интересным для меня лично. Ещё больше сбивает с толку то, что фильм этот посвящён памяти Тони Скотта, брата Ридли и не менее именитого режиссёра.
Марсианин (2015)
Информационный фон этого фильма тоже вышел забавный, учитывая обвинения в плагиате от какого-то российского писателя/сценариста. Но само кино скорее удалось, при том во многих отношениях. Отлично принятая зрителями и критиками картина – шикарный космический приключенческий фильм, полный выживания на пределе возможностей, забавного юмора и ностальгически-мечтательной тяги к дому. Приятное кино о взаимовыручке и человечности, особенно после бесчеловечности «Советника». Сложно говорить об этом фильме всерьёз, всевозможные углы разбора, вплоть до придирчиво-научных уже давно проторены, да это и не важно, когда перед нами один из лучших представителей фильмов о красной планете, до этого бывшей обиталищем разной степени трэшовых ужастиков.
Чужой: Завет (2017)
Если честно, я до сих пор не могу понять тот шквал негатива, что этот фильм испытал на себе в своё время. На мой взгляд, величайшей его проблемой была попытка усидеть на двух стульях: одновременно быть продолжением идей «Прометея» и в очередной раз использовать иконографию и тропы «Чужого» у «Завета» получается с переменным успехом. В то же время, это всё тот же космический эпик о зарождении жизни и диалоге творца с творением. В «Завете» заметно меньше действительно запоминающихся сцен, в то же время это кино сильно обогащает сложившийся лор франшизы. Подробнее своё мнение я уже расписывал несколько лет тому назад, так что не буду подробнее останавливаться на этом фильме, а перейду сразу к следующему.
Все деньги мира (2017)
Заход Ридли на территорию еврокрайма, происходящий преимущественно в Италии. Фильм рассказывает реальную историю, пусть и с некоторыми условностями и упущениями, свойственными художественному кино. Кино о жадности и бесчеловечности людей ставящих себя выше обычного человека, полный саспенса и ноток стокгольмского синдрома. Реальные прототипы героев были порой чуть более неприятными людьми, а прототип героя Марка Уолберга не был и вполовину так компетентен и положителен, каким его выставляет фильм. Вообще странное в плане человеческих отношений кино. Все кажутся максимально оторванными и разобщёнными, и только связь матери и сына здесь несёт хоть какой-то вес и задаёт тон всему повествованию. Несмотря на тенденцию к жестокости, это скорее даже тёплое кино, преодолевающее все представленные на экране человеческие пороки и недостатки.
Воспитанные волками (2020)
Первое полноценное путешествие Ридли Скотта на телеэкран. И хотя сэр Ридли работал на телевидении и является продюсером множества ТВ-проектов, здесь он впервые выступил как режиссёр. Сериал является продолжением тем, заданных «Прометеем» и «Заветом», и тем, кто настроен скорее на эту волну франшизы о бесполезности попыток кричать в космосе, сериал наверняка понравится. Гражданская война, человечество на пороге вымирания, конфликт веры и неверия, обретение новых планет, выживание в суровых условиях хай-тек лоу-лайф с примесью «Короля мух» — всё это можно сказать про «Воспитанные волками». Сам сериал, по мнению Скотта, вполне мог бы происходит во вселенной Чужих, хотя сэр Ридли лукаво умалчивает о том, действительно ли этот продукт – результат нереализованных идей для Чужого или нет. Пожалуй, единственная проблема (кроме Трэвиса Фиммела, застрявшего в единственном амплуа) для меня здесь, это крайне нелогичное и раздражающее поведение детей. Каким-то образом последние годы это практически штамп современного телевидения и он не торопится никуда уходить. Что же касается всего остального, то интригующий сюжет, множество тайн и загадок, приятные главные герои и этот непередаваемый дух «Чужого» и «Бегущего по лезвию» то тут, то там просачиваются в этот сериал. Однозначно, одно из лучших открытий за последние годы.
На этом творчество Ридли Скотта вовсе не заканчивается: идёт активная работа над новой частью «Чужих» и, по слухам, сюжетную линию «Прометея» и «Завета» чуть ли не забросили, сериал «Воспитанные волками» продлён на второй сезон, а на 2021-й год запланирован выход сразу двух фильмов с сэром Ридли в качестве режиссёра: байопик о семействе Гуччи и историческая драма «Последняя дуэль». Это, конечно, если сроки не сдвинутся. Как бы там ни было, сэр Ридли не собирается покидать творческий олимп и готов к новым и новым завоеваниям.
© Евгений Поликарпов для Tomorrow started
Если вам понравился материал - добро пожаловать в нашу группу ВКонтакте и канал в Telegram