Найти в Дзене
TS (резерв)

Смотрим залпом фильмографию Ридли Скотта. Часть 3 (2010-2020)

Оглавление

Подходим к концу нашей одиссеи по фильмам Ридли Скотта. Прошлое десятилетие было отмечено у сэра Ридли как успехами, так и разочарованиями. Вообще, нынешние работы мэтра мало кому доставляют удовольствие и принято считать, что всё, что нынче делает Ридли, скорее издевательство над хорошим вкусом. В то же время, именно этот период отмечен смелыми решениями, а глобализм работ сэра Ридли достигает поистине космических масштабов, доселе в его творчестве невиданных.

Робин Гуд (2010)

-2

Пожалуй, «Робин Гуд» является для меня тёмной лошадкой во всём этом перечне. Классический сюжет, замечательный актёрский состав — всё это на мой взгляд здесь потрачено совершенно впустую и отмечено печатью нолановского реализма и мрачности. Фильм, вроде как, изначально задумывался как старт целой серии, а исполнитель главной роли явно был не против продолжить сюжет, благо что фильм, по сути, является предысторией известного сюжета о Робине Гуде. Из моментов, заставляющих почесать голову, здесь есть размахивающая мечом Кейт Бланшетт, но не сказал бы, что я против. В итоге тяга к реализму совершенно не идёт легендарному сюжету, из-за чего слегка карикатурный и аляповатый фильм 30-х годов с Эрролом Флинном кажется (да и является, будучи широко признанной классикой) гораздо более приятным и желаемым воплощением хрестоматийной истории в кино. Старт десятилетия у Ридли явно получился так себе, но за боевую Кейт Бланшетт спасибо.

Прометей (2012)

-3

Фильм, разделивший фанатов «Чужого». Фильм, вернувший лавкрафтианский ужас на большие экраны. Фильм, ставший причиной, по которой мы так и не увидели «Хребты безумия» Гильермо Дель Торо. Возвращение во вселенную Чужих для Скотта вышло волнующим и противоречивым. Камерный фильм категории Б, к концу 90-х разросшийся во франшизу, обзавёлся приквелом, расширяющим мифологию Чужих и ставящий глобальные вопросы о происхождении человека, творении и контакте с создателем. Сказать, что такого мало кто ожидал – не сказать ровным счётом ничего. На мой взгляд, серия получила свежее дыхание и разрослась в масштабе, что, если честно, скорее хорошо, чем плохо. Особенно учитывая, какими получились несколько предыдущих фильмов (включая спин-оффы с Хищником). Так же, как и первый «Чужой», «Прометей» обладает пугающим и атмосферным визуальным рядом, запоминающимися моментами и, наконец-то, становится в руках создателя серии настоящим высокобюджетным произведением искусства, а не трэшовой пародией на самого себя. Безусловно, положительная динамика.

Советник (2013)

-4

«Советника» принято обходить стороной. Среди большинства зрителей он считается одним из наименее удачных фильмов Ридли Скотта, хотя встречаются и прямо противоположные отзывы. Пожалуй, это один из наименее оптимистичных и наиболее жестоких, провокационных фильмов Скотта. Небольшая галерея запоминающихся персонажей, главный герой, своей тягой к запретному ставящий под удар себя и близких себе людей, постоянная угроза и тревога, и всё это без тесных коридоров и преимущественно средь бела дня. Ощущение опасности, которое передаёт это кино, неотвратимость последствий неверного выбора, беспринципность и неизбежность человеческой жестокости, гедонизм и эгоизм, убивающие любовь и дружбу, — всё это есть в этом фильме, на котором пожалуй и произошёл раздел аудитории Ридли Скотта в целом. Заигрывание с шокирующей реалистической жестокостью, диалоги на грани дозволенного и общий упаднический настрой картины сыграли злую шутку со многими, но для других стали новое вехой в творчестве человека, способного удивлять до сих пор. Можно понять и тех и других, но лично мне фильм скорее понравился. Это далеко не самый забывающийся из тех фильмов, что делал режиссёр и точно один из самых рискованных, в чём и скрывается его очарование.

Исход: Цари и Боги (2014)

-5

Все многочисленные шутки о религиозных отсылках в творчестве Скотта пожалуй меркнут перед настоящим библейским эпиком о Моисее. Смотря этот фильм, можно скорее подумать, что сэр Ридли скорее скептически относится к Библии в целом. Любые сверхъестественные мотивы несут под собой крайне спорные и интересные причины, так, например, Моисей в исполнении Кристиана Бэйла начинает говорить с Богом после того, как ему на голову приземляется внушительных размеров камень. Комедия, да и только, и всё это с огромным размахом. Пожалуй, визуально кино очень удалось, запоминающееся изображение казней египетских, отличные костюмы и тяга к эпику идут ему на пользу, что, к сожалению, не делают его сколько-нибудь интересным для меня лично. Ещё больше сбивает с толку то, что фильм этот посвящён памяти Тони Скотта, брата Ридли и не менее именитого режиссёра.

Марсианин (2015)

-6

Информационный фон этого фильма тоже вышел забавный, учитывая обвинения в плагиате от какого-то российского писателя/сценариста. Но само кино скорее удалось, при том во многих отношениях. Отлично принятая зрителями и критиками картина – шикарный космический приключенческий фильм, полный выживания на пределе возможностей, забавного юмора и ностальгически-мечтательной тяги к дому. Приятное кино о взаимовыручке и человечности, особенно после бесчеловечности «Советника». Сложно говорить об этом фильме всерьёз, всевозможные углы разбора, вплоть до придирчиво-научных уже давно проторены, да это и не важно, когда перед нами один из лучших представителей фильмов о красной планете, до этого бывшей обиталищем разной степени трэшовых ужастиков.

Чужой: Завет (2017)

-7

Если честно, я до сих пор не могу понять тот шквал негатива, что этот фильм испытал на себе в своё время. На мой взгляд, величайшей его проблемой была попытка усидеть на двух стульях: одновременно быть продолжением идей «Прометея» и в очередной раз использовать иконографию и тропы «Чужого» у «Завета» получается с переменным успехом. В то же время, это всё тот же космический эпик о зарождении жизни и диалоге творца с творением. В «Завете» заметно меньше действительно запоминающихся сцен, в то же время это кино сильно обогащает сложившийся лор франшизы. Подробнее своё мнение я уже расписывал несколько лет тому назад, так что не буду подробнее останавливаться на этом фильме, а перейду сразу к следующему.

Все деньги мира (2017)

-8

Заход Ридли на территорию еврокрайма, происходящий преимущественно в Италии. Фильм рассказывает реальную историю, пусть и с некоторыми условностями и упущениями, свойственными художественному кино. Кино о жадности и бесчеловечности людей ставящих себя выше обычного человека, полный саспенса и ноток стокгольмского синдрома. Реальные прототипы героев были порой чуть более неприятными людьми, а прототип героя Марка Уолберга не был и вполовину так компетентен и положителен, каким его выставляет фильм. Вообще странное в плане человеческих отношений кино. Все кажутся максимально оторванными и разобщёнными, и только связь матери и сына здесь несёт хоть какой-то вес и задаёт тон всему повествованию. Несмотря на тенденцию к жестокости, это скорее даже тёплое кино, преодолевающее все представленные на экране человеческие пороки и недостатки.

Воспитанные волками (2020)

-9

Первое полноценное путешествие Ридли Скотта на телеэкран. И хотя сэр Ридли работал на телевидении и является продюсером множества ТВ-проектов, здесь он впервые выступил как режиссёр. Сериал является продолжением тем, заданных «Прометеем» и «Заветом», и тем, кто настроен скорее на эту волну франшизы о бесполезности попыток кричать в космосе, сериал наверняка понравится. Гражданская война, человечество на пороге вымирания, конфликт веры и неверия, обретение новых планет, выживание в суровых условиях хай-тек лоу-лайф с примесью «Короля мух» — всё это можно сказать про «Воспитанные волками». Сам сериал, по мнению Скотта, вполне мог бы происходит во вселенной Чужих, хотя сэр Ридли лукаво умалчивает о том, действительно ли этот продукт – результат нереализованных идей для Чужого или нет. Пожалуй, единственная проблема (кроме Трэвиса Фиммела, застрявшего в единственном амплуа) для меня здесь, это крайне нелогичное и раздражающее поведение детей. Каким-то образом последние годы это практически штамп современного телевидения и он не торопится никуда уходить. Что же касается всего остального, то интригующий сюжет, множество тайн и загадок, приятные главные герои и этот непередаваемый дух «Чужого» и «Бегущего по лезвию» то тут, то там просачиваются в этот сериал. Однозначно, одно из лучших открытий за последние годы.

На этом творчество Ридли Скотта вовсе не заканчивается: идёт активная работа над новой частью «Чужих» и, по слухам, сюжетную линию «Прометея» и «Завета» чуть ли не забросили, сериал «Воспитанные волками» продлён на второй сезон, а на 2021-й год запланирован выход сразу двух фильмов с сэром Ридли в качестве режиссёра: байопик о семействе Гуччи и историческая драма «Последняя дуэль». Это, конечно, если сроки не сдвинутся. Как бы там ни было, сэр Ридли не собирается покидать творческий олимп и готов к новым и новым завоеваниям.

© Евгений Поликарпов для Tomorrow started

Если вам понравился материал - добро пожаловать в нашу группу ВКонтакте и канал в Telegram