Найти в Дзене
Владимир Черкасов

Библейские мотивы в образе Дейнерис Таргариен. Продолжение.

Оглавление

Продолжаем анализ биографии одной из главных героинь «Игры престолов». Дейнерис обнаруживает черты сходства с Иисусом Христом.

Воскрешение из мёртвых и непорочное зачатие

Дейнерис приходит в себя внутри шатра и, видя рядом с собой сидящего на страже Джораха, спрашивает его о случившемся. Воин отвечает, что ее ребенок был мёртв при рождении. Мирри вмешивается и поясняет, что ребёнок был уродливым, покрытым чешуёй чудовищем. Такой ценой ритуал удался и Дрого жив, но находится бессознательном состоянии. Почти весь кхаласар разбежался, с Дейнерис остались немногие, в основном из числа пленников, которым некуда идти.

Дейнерис говорит с Мирри наедине, и та признаётся, что таким образом отомстила за то, что воины Дрого сожгли её храм. Ночью Дейнерис душит мужа подушкой, поскольку не может смотреть как он превратился в растение. Дейнерис сооружает погребальный костер для Дрого и велит положить туда драконьи яйца. Джорах советует ей продать такую редкость, говоря, что вырученных денег хватит до конца дней. Но он без слов понимает, что Дейнерис тоже хочет взойти на погребальный костер. Джорах безуспешно пытается её отговорить, однако, она непреклонна. Напоследок она отпускает на свободу всех рабов, объявляя их своим новым кхаласаром. По приказу Дейнерис Джорах также привязывает к столбу рядом с костром Мирри, которая должна быть сожжена заживо в отместку за содеянное. От поднесённого факела костер вспыхивает и Дейнерис бесстрастно входит в огонь.

Дейнерис перед строем Безупречных (кадр из сериала). Значительную часть эпизодов сериала Дейнерис Таргариен изображается в синих либо белых одеждах, часто это плащ или длинное платье, скрывающее фигуру
Дейнерис перед строем Безупречных (кадр из сериала). Значительную часть эпизодов сериала Дейнерис Таргариен изображается в синих либо белых одеждах, часто это плащ или длинное платье, скрывающее фигуру

Наутро Джорах и двое из сохранивших кхалиси верность дотракийских воинов, обнаруживают на пепелище Дейнерис, живую и невредимую, хотя и обнаженную. Её одежда сгорела в огне, но при этом её волосы остались целы. И самое главное – рядом с ней находятся три маленьких дракона. В огне погребального костра они вылупились из яиц, до этого выглядевших безжизненными. Все присутствующие, поражённые увиденным, падают перед Дейнерис на колени, признавая её своей королевой.

В этом эпизоде прямо не говорится, знала ли Дейнерис о тех последствиях, которые наступили по факту. О возможном предвидении именно такого развития событий говорят сказанные ею сразу после смерти Визериса слова о том, что огонь не может причинить вреда драконам, к которым она причисляет и себя. Получается, что Дейнерис действует вполне осмысленно, понимая что она выживет. Также неясно, предвидела ли она появление драконов на свет или нет. Во всяком случае, в речи, которую она произносит перед тем, как взойти на костер, она намекает на могучие силы, которые заступятся за тех, кто остался ей верен.

Здесь присутствуют одновременно сразу несколько библейских мотивов:

воскрешение из мертвых – Дейнерис восходит на погребальный костер и должна неминуемо погибнуть, но наутро появляется на пепелище живой и невредимой, чем несказанно удивляет и даже поражает очевидцев. Иисус Христос подвергается смертной казни и умирает на глазах многочисленных очевидцев, однако через день появляется живым, чем поражает своих учеников, некоторые из которых не могут поверить в произошедшее;

непорочное зачатие – Дейнерис становится матерью драконов в силу действия неких сверхъестественных сил, а не обычным способом. Дева Мария также становится матерью Иисуса необычным способом, через воздействие Святого Духа;

и, наконец – Дейнерис предвидит свою судьбу – она добровольно идёт на смерть, зная, что её ждёт. Иисус Христос также добровольно обрекает себя на смерть, зная наперёд, что именно ему предстоит.

В итоге этого поразительного события у Дейнерис Таргариен появляется трое детей – маленьких драконов. Она даёт им имена в честь своих умерших родственников – Дрогон (в честь мужа Дрого), Рейгаль (либо в честь так и не родившегося сына Рейго, либо в честь уже упомянутого брата Рейгара, что в данном случае, фактически одно и то же) и Визерион (в честь брата Визериса, к которому она относится уважительно, несмотря на его дурацкое поведение).

Матерь драконов и её маленькие дети (кадр из сериала). Дейнерис Таргариен обретает детей не обычным способом, а через воздействие неких потусторонних сил.
Матерь драконов и её маленькие дети (кадр из сериала). Дейнерис Таргариен обретает детей не обычным способом, а через воздействие неких потусторонних сил.

Драконы имеют различия во внешнем виде, прежде всего по цвету чешуи. Интересно, что подаренные Дейнерис яйца также изначально были разных цветов. Хотя драконы появляются на свет одновременно, Дрогон в ходе событий сериала показан как старший из них. На нём Дейнерис ездит чаще всего, и он довольно быстро начинает проявлять самостоятельность и даже своеволие, часто не подчиняясь командам матери. Со временем становится ясно, что Дрогон имеет свои собственные мотивы поведения. Его поступки на первый взгляд кажутся непонятными, но по мере развития событий действия Дрогона выглядят весьма разумными.

Дейнерис оказывается на длительное время в пустыне. Она преодолевает искушение богатством и властью

Оставшиеся с ней люди теперь безусловно признают её авторитет, но им нужно найти какое-то надёжное место, которое они смогут назвать своим домом. Ведь Дейнерис и её приближённые находятся в каменистой пустыне без еды и воды и, если не принять никаких мер, то они погибнут. Но в течение некоторого времени никаких изменений к лучшему не происходит. Под Дейнерис погибает лошадь, та самая, которую Дрого подарил ей на свадьбе. Дейнерис падает духом, но с целью поиска хоть каких-то вариантов надежного укрытия посылает трёх своих кровных всадников – Ракхаро, Агго и Коварро в разные стороны света.

Лошадь Ракхаро вскоре возвращается без седока и Джорах поясняет, что, вероятнее всего, его убил кто-то из других кхалов, поскольку по обычаям дотракийцев женщина не может повелевать.

Дейнерис оказывается на длительное время в пустыне, где преодолевает серьезные лишения и испытания. Иисус проводит длительный пост в пустыне, в ходе которого его искушают силы зла.

Куда делся Агго остаётся неизвестным, однако удача улыбается Коварро, который возвращается с приглашением из Карта, лежащего в трёх днях пути на восток. В знак своих добрых намерений Тринадцать даже подарили посыльному коня. Теперь появился проблеск надежды и Дейнерис следует за ним.

Иисус Христос. Современное изображение. Один из самых устойчивых стереотипов – Иисус Христос изображается как странник в синих либо белых одеждах. Чаще всего это плащ, скрывающий фигуру. Взято из: https://www.beliefnet.com/faiths/christianity/articles/mind-blowing-jesus-facts
Иисус Христос. Современное изображение. Один из самых устойчивых стереотипов – Иисус Христос изображается как странник в синих либо белых одеждах. Чаще всего это плащ, скрывающий фигуру. Взято из: https://www.beliefnet.com/faiths/christianity/articles/mind-blowing-jesus-facts

Правители лично выходят встречать её, но сначала просят продемонстрировать им драконов. Ведущий переговоры представитель Тринадцати проявляет настойчивость и цинизм, стремясь добиться своего. Но Дейнерис отказывается показывать своих детей, в ответ на такое требование, переходя на язык угроз. В ответ Тринадцать собираются прервать переговоры, но неожиданно один из них, темнокожий Ксаро Ксоан Даксос, используя древнее право Карта, поручается за Дейнерис её спутников, которых после этого наконец впускают внутрь. Дальнейшие события покажут, что замыслы Даксоса далеко не чисты.

Драконы быстро растут и Дейнерис начинает учить их различным командам, в том числе дышать огнём. Во время светского приёма во дворце Даксоса Дейнерис знакомится с другим членом Тринадцати – Пиатом Преем, верховным чародеем Карта, который приглашает её в Дом Бессмертных – резиденцию магов города.

От Даксоса Дейнерис узнаёт о смерти короля Роберта Баратеона, подославшего к неё убийцу. Ксаро демонстрирует своё расположение к Дейнерис и показывает дверь в свою сокровищницу, где будто бы хранится его несметное состояние. Неожиданно он делает Дейнерис предложение руки и сердца, обещая, что после свадьбы поможет ей вернуться в Вестерос. Дейнерис склоняется к тому, чтобы заключить такой брак по расчету, но Джорах, который к тому времени сам влюбился в Дейнерис, отговаривает её.

Дейнерис преодолевает искушение властью и богатством. Иисус отвергает искушение сатаны, который предлагает ему несметные богатства и власть над всем миром. Характерно, что они оба становятся объектом искушения находясь в пустыне.

Дейнерис продолжает искать способ раздобыть корабли для отправки в Вестерос. Непонятно, что она собирается делать по прибытии – у неё нет ни войска, ни денег, а драконы ещё совсем маленькие. Но как раз по причине отсутствия у неё средств, никто не откликается на её просьбы. Купцы Карта не видят выгод от такого сомнительного мероприятия, о чём они открыто говорят ей при встрече.

После переговоров с купцами Дейнерис возвращается во дворец Даксоса и обнаруживает, что там совершено преступление – кругом валяются разбросанные вещи, среди следов борьбы лежат трупы слуг, но хуже всего то, что пропали её дети. Ксаро вновь демонстрирует желание помочь ей и созывает экстренное заседание Тринадцати. Правители города заявляют, что даже рады исчезновению драконов, от которых могли произойти разнообразные беды, а Пиат Прей прямо говорит, что её дети находятся в Доме Бессмертных, где он их и оставил. Оказывается, между Преем и Даксосом существует секретный договор, по которому чародей должен получить драконов, а Ксаро – стать королем Карта. На глазах у Дейнерис совершается государственный переворот, оставшиеся члены Тринадцати убиты, а Пиат несколько раз появляется в качестве иллюзии, вновь и вновь повторяя, что она должна идти в магическую башню к своим детям.

Джорах Мормонт резонно замечает что это наверняка ловушка, но другого выхода нет и Дейнерис направляется в Дом Бессмертных.

Очень близкий Дейнерис человек предаёт её из корыстных побуждений

Бродя по башне магов при свете факела, Дейнерис попадает в большой круглый зал со множеством дверей. Зал совершенно пуст, только в центре стоит небольшая круглая каменная подставка. Двери совершенно одинаковые, но по какому-то наитию Дейнерис открывает одну из них и попадает в ещё более крупный зал с колоннами. То ли маги насылают на неё иллюзии, то ли она сама видит какие-то пророчества.

Хотя она родилась после бегства матери из Королевской гавани, Дейнерис понимает, что находится в разрушенном тронном зале Красного замка, который весь засыпан снегом. Пройдя через зал, она оказывается уже у выхода из тоннеля под Стеной. Ворота открываются сами собой и, сквозь метель, Дейнерис видит тот самый шатер, в котором проходил обряд по исцелению Дрого. Она входит внутрь и видит своего мужа, живого и здорового, держащего на руках их сына. Она испытывает сильнейшее волнение, но оставляет это наваждение и уходит из шатра.

Вернувшись в зал с дверьми, она обнаруживает на подставке в центре своих детей, прикованных к ней цепью. Внезапно, поочерёдно с противоположных сторон появляются Пиат Прей и его иллюзорный двойник. Чародей произносит речь, раскрывая свой замысел по завладению драконами, но сетует, что дети не растут, если не находятся рядом с матерью, и потому ей предстоит вечно быть рядом с ними. Под конец его выступления Дейнерис обнаруживает что она сама каким-то неведомым образом оказалась закована в кандалы. Однако драконы, несмотря на свои ещё малые размеры, по команде матери сжигают Пиата Прея вместе с железными оковами.

Выбравшись из Дома Бессмертных, Дейнерис, с драконами и отрядом своих дотракийцев идет во дворец Даксоса и находит его хозяина в постели, вместе с ним находится Дореа, очевидно, они отдыхают после любовных утех. В этом свете брачное предложение Даксоса, сделанное им ранее, уже не выглядит серьёзным. Дейнерис запирает парочку в огромном хранилище Даксоса, хотя Дореа отчаянно просит её о пощаде. Но при этом обнаруживается и другой обман Даксоса – его сокровищница, о которой он так многообещающе рассказывал, оказывается пустой. Таким образом, денег у Дейнерис не прибавилось и по её приказу воины обчищают дворец, хватая любые ценные предметы, за которые можно приобрести корабль.

Дейнерис предает самый близкий на тот момент человек – служанка Дореа, которая соблазнилась обещаниями богатства. В итоге предательство приводит Дореа к гибели. Христа предает Иуда Искариот – один из особо приближенных учеников, который также хотел таким способом подзаработать. В итоге Иуда погибает. Также в обоих случаях предательство не приводит к достижению злоумышленниками намеченного результата. Дейнерис разоблачает Дореа и наказывает её. Христос в конечном итоге своей смертью и последующим воскрешением побеждает Сатану.

Из Карта Дейнерис направляется в Астапор. Драконы продолжают быстро расти и учатся ловить рыбу прямо в море. По прибытии в город, Джорах говорит, что именно здесь можно приобрести армию – отлично подготовленных Безупречных, которые соответствуют своему названию и славятся неустрашимостью и высокими боевыми качествами.

Дейнерис направляется к хозяину этого необычного товара – доброму мастеру – так именуются правители города – Кразнису мо Наклозу. Работорговец и его рабыня-переводчица Миссандея проводят для Дейнерис своеобразную экскурсию. Кразнису не известно, что Дейнерис владеет валирийским языком, поэтому он постоянно высказывает в её адрес различные непотребства и Миссандея вынуждена при переводе значительно менять смысл его слов на более приличный. Дейнерис при этом не подаёт вида и прикидывается ничего не понимающей. В подтверждение высочайшей выдержки Безупречных Кразнис наносит одному из воинов болезненную рану ножом, но тот остаётся невозмутимым. Дейнерис же поражена не столько стойкостью бойца, сколько бесчеловечностью «добрых мастеров».

После экскурсии, возвращаясь на свой корабль, Дейнерис видит в порту маленькую девочку, которая играет с деревянным шаром. Девочка ведёт себя мило и подает свой шар Дейнерис, которая открывает его. В этот момент к ней подбегает человек в капюшоне и выбивает шар из её рук. Внезапно из шара появляется какое-то мелкое, но по виду опасное существо, которое устремляется к Дейнерис. Однако незнакомец быстро накалывает неведомую тварь на свой кинжал. Девочка, игравшая в такую опасную игрушку, бесследно исчезает. Спасителем матери драконов оказывается изгнанный Джоффри Баратеоном с поста лорда-командующего Королевской гвардии сир Барристан Селми. Он клянется в верности Дейнерис, просит принять его на службу, и его просьба немедленно удовлетворяется. Таким образом, попытки врагов убить королеву не прекращаются.

Теперь Барристан также становится советником Дейнерис. Между ним и Джорахом быстро обнаруживаются некоторые разногласия. Так, Джорах безусловно настаивает на покупке Безупречных, в то время, как Барристан говорит, что есть и другие способы обзавестись армией. Однако, Дейнерис похоже имеет свой собственный план. Она вновь направляется к Кразнису и говорит, что хочет приобрести всех имеющихся в наличии Безупречных, включая тех, кто ещё не закончил обучение, что составляет восемь тысяч бойцов. Кразнис, ухмыляясь и продолжая хамить, отвечает, что имущества Дейнерис едва хватит, чтобы приобрести хотя бы сотню солдат. Однако Дейнерис неожиданное говорит, что готова предложить ему одного из своих драконов в обмен на войско и этот вариант заинтересовывает работорговца. Они предварительно договариваются о заключении сделки на данных условиях.

Работорговцы готовятся к купле-продаже основательно – многочисленные Безупречные выстроены в образцовом порядке. Вокруг собирается публика, желающая поглазеть на дракона, которого слуги Дейнерис несут в закрытой коробке. Она передаёт сидящего на цепи, заметно подросшего Дрогона Кразнису, а взамен получает золотой жезл, являющийся знаком командования над Безупречными. Дракон сразу же высказывает непослушание работорговцу и тот не может справиться с ним. Дейнерис напротив, быстро берёт Безупречных под свой контроль. Отдав воинам для начала пару простых приказов: то идти вперёд, то остановиться, затем, ко всеобщему удивлению, Дейнерис обращается к Безупречным на валирийском языке и приказывает им убить всех рабовладельцев. Заодно она приказывает Дрогону сжечь Кразниса. Безупречные решительно выполняют её приказ и после боя Дейнерис говорит воинам, что они больше не рабы и могут сами решать уйти или остаться и сражаться за неё уже как свободные люди, по собственной воле. Безупречные решают остаться под началом Дейнерис и выказывают ей воинские почести. При такой способности, без предварительных переговоров между собой, быстро принимать решения, удивительно, что Безупречные до сих пор не освободились самостоятельно и не захватили Астапор.

Теперь под рукой у Дейнерис действительно мощная и надёжная сила. Дейнерис предоставляет своим солдатам право самим выбрать себе командира, и они останавливают выбор на молодом воине по кличке Серый Червь. Все Безупречные, будучи рабами, не имели полноценных имен, рабовладельцы обходились презрительными кличками. Дейнерис предлагает новому военачальнику выбрать себе другое имя, но тот отказывается, считая, что оно принесло ему удачу, и он под этим именем стал свободным. Кроме войска, к Дейнерис примкнули и другие бывшие рабы, в числе которых Миссандея, которая становится её переводчицей и советником.

Армия Дейнерис выступает дальше вдоль Залива Работорговцев по направлению на Юнкай.

Юнкай представляется достаточно лёгкой целью дл завоевания, ведь там рабов готовят не воевать, а доставлять разнообразные удовольствия хозяевам. Но Джорах предвидит, что осознавая свою неготовность к открытой битве, правители Юнкая вероятно, просто предпочтут отсидеться за надёжными городскими стенами. К длительной осаде войско Дейнерис не готово, поскольку не имеет ни больших запасов еды и воды, ни осадных орудий. Он предлагает вообще отказаться от взятия Юнкая и идти дальше, но Дейнерис движут не мотивы завоевательницы – она хочет покончить с рабством. Мудрым мастерам – так зовут себя хозяева Юнкая, предъявляется ультиматум с требованием освободить всех невольников. В ответ к Дейнерис является официальный представитель городских властей, который преподносит ей золото и заявляет, что Мудрые мастера готовы откупиться кораблями, лишь бы Дейнерис со своим войском прошла мимо. Но Дейнерис продолжает настаивать на полном освобождении всех рабов, таким образом компромисс невозможен.

Многие противники Дейнерис переходят на её сторону

Дейнерис приходится убедиться в верности пословицы «Не загоняйте зайца в угол». Казавшиеся легкой добычей рабовладельцы Юнкая наняли себе защитников – войско профессиональных конных воинов, называемых Младшими сыновьями. Правда они уступают Безупречным числом, насчитывая около двух тысяч человек, но, являясь кавалерией, имеют превосходство в маневре. Нельзя вести осаду Юнкая, имея у себя в тылу такую силу.

Дейнерис проводит переговоры с командованием Младших сыновей, рассчитывая склонить их на свою сторону. В переговорах принимают участие трое командиров наемников, которых зовут Меро, Прендаль на Гхезн и Даарио Нахарис. Меро, видимо являясь главным, говорит больше всех, при этом он ведёт себя нагло, недвусмысленно говоря о своих сексуальных намерениях в отношении Дейнерис и Миссандеи. Впрочем, Дейнерис, как и в случае с Кразнисом, сохраняет спокойствие. В итоге переговоров, Младшие сыновья не желают присоединяться к Дейнерис, но она даёт им ещё время на размышления.

После наступления темноты, когда она находится в ванной, к её шатру подходит один из Безупречных с загадочной сумкой на плече. Проникнув внутрь, он неожиданно приставляет кинжал к горлу Миссандеи, а затем снимает закрытый шлем. Оказывается, это Даарио Нахарис. Он нахально заявляет, что впечатлён красотой Дейнерис, и она нужна ему, после чего демонстрирует отрезанные головы двух других командиров, как доказательство искренности своих намерений. Он с весьма довольным видом любуется обнажённым телом Дейнерис. Она требует от него принести клятву верности и он, обнажив оружие, делает это.

Дейнерис Таргариен и Даарио Нахарис (кадр из сериала). Даарио Нахарис первоначально был противником Дейнерис, но затем перешёл на её сторону.
Дейнерис Таргариен и Даарио Нахарис (кадр из сериала). Даарио Нахарис первоначально был противником Дейнерис, но затем перешёл на её сторону.

Таким образом, опасный враг переходит на сторону Дейнерис. За ним последовали и Младшие сыновья и теперь в её армии довольно серьёзное пополнение. В сюжете сериала никак не объясняется каким образом Даарио удалось объяснить свои действия Младшим сыновьям и почему все они в один момент приняли решение перейти на сторону Дейнерис вместе с ним. Даарио весьма умелый воин – факт того, что в качестве маскировки Даарио использует доспехи Безупречных, предполагает, что ему пришлось убить или разоружить одного из них.

Многие из противников Дейнерис по различным мотивам переходят на её сторону. Это не только Даарио Нахарис и Младшие сыновья, но и сам Джорах Мормонт, изначально посланный шпионить за ней, и представитель враждебного дома Тирион Ланнистер. В Библии есть аналогичные эпизоды, например, римский легионер Кассий Лонгин, принимавший участие в казни Христа, впоследствии становится христианином или изначально преследовавший христиан Савл меняет свои убеждения и таким образом «переходит на сторону» Иисуса.

Теперь Юнкай беззащитен, но его ещё предстоит взять. Даарио Нахарис, войдя в доверие к Дейнерис, ведёт себя с ней на грани дозволенного – он без проблем приближается, берет за руку и тому подобное. На военном совете, хорошо зная особенности обороны города, Даарио предлагает захватить задние ворота, поскольку не знающие о том, что Младшие сыновья перешли на сторону Дейнерис стражники по привычке пропустят его внутрь. При этом Джораху эта идея не по душе, о чём он открыто говорит, высказывая мысль о возможной ловушке, причем неясно, что ему не нравится больше, то что Дейнерис доверяет недавнему противнику или что командир Младших сыновей открыто и напористо демонстрирует свои намерения в её отношении. В то же время Серый Червь поддерживает это предложение и ночью они втроем открывают ворота всей армии. Город взят без боя.

Последователи придумывают для Дейнерис положительные прозвища, но она не одобряет этого

Как и заявлялось, Дейнерис освобождает всех рабов. Преисполненные благодарности люди, придумывают ей имя – «Миса», которое они громко и восторженно скандируют. Дейнерис носят на руках и боготворят, но на новое имя она никак не реагирует. Миссандея поясняет, что на древнегискарском языке «Миса» означает «мать». Здесь между книжной и экранной версиями имеется некоторое противоречие. Как объяснено в книгах, причина, по которой её называют «Миса», лишь в том, что новые подданные не могут выговорить её настоящее имя.

Благодарные последователи придумывают для Дейнерис положительные в их глазах имена, однако она относится к этому достаточно прохладно. Ученики Христа также называют его «благим», чему он противится.

Теперь в Заливе Работорговцев остался только один неподконтрольный ей город – Миэрин, и она ведёт свою армию туда. Великие мастера Миэрина демонстрируют свою свирепость и решимость драться до конца. На всём протяжении пути к городу, они повесили на столбах трупы детей из числа их рабов, руки которых указывают в сторону Миэрина, по одному через каждую милю. Сир Барристан предлагает заранее снимать их, чтобы королева не видела это отвратительное зрелище, но Дейнерис заявляет, что хочет посмотреть на лицо каждого из убитых.

При подходе армии к городским стенам, навстречу выезжает лучший воин Миэрина, который справляет нужду на виду всего войска, показывая таким образом своё отношение к противнику. Приближённые Дейнерис поочередно выражают желание урезонить наглеца, но она поручает эту честь Даарио Нахарису. Одним ударом тот решает исход поединка, после чего также, как и его поверженный противник незадолго до этого, демонстративно справляет нужду на виду у горожан.

Показав таким образом своё военное превосходство, Дейнерис проявляет политические способности. Она обращается с речью, адресованной только рабам Миэрина, рассказывая, как она уже дала свободу угнетённым. После этого метательные орудия начинают обстрел города, но внутри снарядов оказываются кандалы, снятые с рабов в Астапоре и Юнкае.

Теперь она принесла свободу в Миэрин.

Продолжение следует.