Найти тему

Во что играли в детстве - так и живем

Для формирования нашего жизненного сценария важны те игры, в которые мы играли, когда были маленькими.

Какие роли были у нас в этих играх?

Я хочу привести пример из замечательной книги супругов Макаровых «Прогулки с Фрейдом».

Итак. Первый пациент. Андрей Андреевич, 48 лет. Он обратился к психотерапевту по поводу постоянно повышающегося артериального давления, то есть гипертонии. Вернее, он пришёл не сам, а его привела жена.

На протяжении всей своей жизни он был жёстко ориентирован на успешную карьеру. И он достиг многого, работая в серьёзных государственных учреждениях. Довольно часто он испытывал тревогу, потому что боялся испортить карьеру или лишиться своего места.

К сотрудникам он всегда был подозрителен. И безжалостно избавлялся от тех, кто мог быть ему конкурентом. Некоторые из уволенных его сотрудников успешно делают карьеры в других учреждениях, и, получается, что они ещё больше могут претендовать на место Андрея Андреевича.

Что выяснилось в процессе общения с этим клиентом? Его гипертония носила чисто психосоматический характер. И обострения вызывались явными или мнимыми угрозами его успешной карьере.

А вот теперь самое интересное. Когда он еще был маленьким дошкольником или учился в младших классах школы, во всех играх он обязательно стремился быть лидером, главным, заводилой. И за все эти роли безжалостно боролся до победы.

В процессе борьбы или после нее он всегда изгонял всех своих соперников, расправлялся с ними. А в последствии они возвращались и мстили – свергали его. И достигали этого обычно с помощью своих старших братьев или друзей. И так происходило несколько раз. И он очень хорошо запомнил эти эпизоды, когда корона слетала с его головы.

Но один случай особенно сильно запомнился ему. Тогда он выиграл борьбу за место капитана сборной команды четвёртых классов по футболу…

Под его руководством команда расчистила поляну под футбольное поле, сделала ворота и начала тренировку.
Он занял место своего главного соперника – центрального нападающего, и совершенно неожиданно на третью тренировку пришёл старшеклассник, капитан команды всей школы, в сопровождении изгнанного соперника.


Капитану школьной команды очень понравилось поле, понравилась команда и не понравился только сам Андрей Андреевич. И капитан школьной команды сказал, что теперь он сам будет тренировать и защищать команду четвертых классов. А капитаном назначил изгнанного соперника.

А Андрею он сказал: «Пошел вон! Прочь, малявка!» И Андрей сделал выводы, усвоил две идеи. В этой жизни важно не достигать такого результата, чтобы у тебя его желали отнять более сильные. И второе. Важно прочно и надежно навсегда избавляться от соперников. Впрочем, сформулировать эти, глубоко укоренившиеся в нём идеи, он смог только через несколько десятилетий, достигнув зрелости.

И так он поступает в течение своей успешной карьеры. Вот только артериальное давление все чаще и чаще поднимается, и мешает ему работать и бороться с соперниками, и их становится вокруг него всё больше и больше… Они ждут своего часа, когда Андрей Андреевич может им сказать: «Пошёл прочь, малявка!»

Что самое драматичное в жизни этого пациента? У него в жизни нет ничего и никого кроме работы. И даже финансовую независимость, и благополучие, денежный комфорт он себе и своей семье не обеспечил.

«Не дождётесь!», - часто шепчет он сквозь зубы. И тут же начинает слышать тяжёлые удары крови в висках – давление поднимается. Он чувствует себя стареющим волком, которого окружили более молодые, успешные, сильные соперники. Жизнь ушла на борьбу. Занавес.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы, пишите в комментариях.
Запись на консультацию через WhatsApp + 7(925)545 63 53

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте лайк.