Голос молитвы несказанно прекрасен, с ним ничто не сравнится по значимости. После долгих лет тишины в конце 20-го столетия он вновь зазвучал в Свято-Никольском монастыре и не смолкает и теперь, несмотря на смену поколений, чьими трудами с Божьей помощью возрождалась наша святыня.
После кончины отца Сергия, духовно окормлявшего монахинь, и настоятельницы схиигуменьи Севастианы в обители продолжаются службы. Её двери по-прежнему
Распахнуты для верующих. По благословению епископа Николаевского и Покровского Пахомия, посетившего недавно благочиние, монастырь приняла под опеку монахиня Виринея. И выбор Владыки неслучаен.
Эту женщину знают в среде верующих. Вместе с Клавдией Филипповной Макаровой и Анной Ивановной Куликовой Валентина Михайловна Букатова – так звали её в миру – стояла у истоков возрождения обители. Люди старшего и среднего поколений помнят, какая разруха тогда, в конце 90-х, царила на месте, где столетия назад старообрядцы основали скит, долгие годы процветавший и разрушенный при советской власти, и могут представить, скольких трудов стоило благоустроить этот запущенный уголок.
— Сначала, в 1997-м, мы втроём сюда ходили по ночам читать псалтырь, – вспоминает матушка Виринея. – Потом здесь появились и другие верующие. Но осенью в храме, который использовали под клуб, а затем забросили, стала протекать крыша. Тогда мы начали ходить по организациям с просьбой помочь с ремонтом. То был лишь первый шаг в восстановлении храма. Не хотелось на этом останавливаться, и пришлось потрудиться. Слава Богу, к нам присоединялось всё больше народа. Не только земляки. Приезжали верующие из Горного во главе с отцом Александром Климовым, из Балаково – группа, которую организовала Анна Казаманова, и школьники-спортсмены с руководителем Георгием. Они, кстати, помогли сделать самую грязную работу по очистке помещений, в том числе келейного корпуса, от разной рухляди и мусора.
Общими трудами и усилиями монастырь постепенно возрождался. А когда им заинтересовался депутат Госдумы Вячеслав Володин, дело пошло гораздо быстрее – он привлёк значительные средства на финансирование строительных работ. Так что буквально через три года вновь официально открыли Свято-Никольский монастырь.
Первые подвижницы приняли постриг. Валентина Букатова тоже всей душой стремилась ступить на путь монашества, и желание это было осознанным. Хотя в храм пришла, будучи взрослой, состоявшейся личностью, вера жила в ней, наверное, всегда и передалась с кровью предков – её прадед по отцовской линии, человек глубоко верующий, был церковным старостой.
Однако в таком прошении женщине отказали, ведь она венчалась с супругом, разделявшим её взгляды, помогавшим в деле, на которое подвизалась. Мужчина даже расписывал храм в монастыре. Так что тогда Валентине не позволили, оставив мужа, уйти в монастырь. Только в 2009-м, после его смерти, приняли в обитель.
— Эта очень непростая стезя, – неустанно повторяет матушка. – Человеку, решившему посвятить себя служению Господу, нужно в первую очередь осознать необходимость любви к людям, смирения. Порой этому приходиться учиться всю жизнь.
Незадолго до смерти схиигуменьи Севастианы монахиня Виринея посетила Свято-Никольский монастырь, приехав сюда из Липовки, где провела последние семь лет, восстанавливая местную обитель. Во время этой трогательной встречи женщины, понимавшие, что она для них последняя, искренне попросили друг у друга прощения, и умирающая настоятельница подарила гостье икону покровителя монастыря Николая Чудотворца. В тот момент ни одна из них не подозревала, насколько символичен этот подарок. Но вышло так, что вместе с образом Севастиана передала в руки Виринеи и сам монастырь.
Пока матушка исполняет обязанности настоятельницы, но её окончательное назначение – вопрос времени. Уже принято решение об объединении монастырей. Тот, что находится в Липовке, будет подворьем Свято-Никольского. И Виринее предстоит возглавлять обе духовные обители. Она осознаёт, насколько велика возложенная на неё ответственность, и со смирением это принимает. В нашем монастыре с её приходом уже произошли некоторые изменения.
— Поскольку у сестёр возраст почтенный, в одном из корпусов мы организовали больницу на шесть коек, – поясняет матушка. – Благо заботиться о пребывающих там есть кому – монахиня Леонида в миру была фельдшером. Ей и нести такое послушание.
Немало и других планов. Но посвящать в них Виринея не стала из скромности. Заметила: всё в руках Божьих – нам, грешным, при любом шаге, дабы избежать искушений, необходимо прикрываться именем Господа. Но и помощи людей не избегать. Потому монастырь открыт для всех и от каждого ждёт посильной помощи.
Н. ТРОФИМОВА