Найти тему
SUVE Capital Management

Мы сокращаем позицию в Tesla

Tesla Inc. (TSLA) 2 января опубликовала квартальные результаты по производству и поставкам. За 4 кв. 2020 г. компания произвела 179 757 электромобилей. А поставки составили 180 570 ед. Производство электрокаров подскочило на 71,4% по сравнению с 4 кв. 2019 г., поставки выросли на 61% к 4Q19. Очередные рекорды по квартальным показателям. Таким образом, за 2020 г. производство достигло 509 737 шт., а отгрузки 499 550 шт. Это почти совпало с прогнозами самой Tesla. Компания ставила себе цель произвести и отгрузить 500 тыс. авто. Аналитики, опрошенные Refinitiv, в среднем ожидали 481 тыс. шт.

Рост обеспечен производством Model 3 и Model Y, 163 660 шт. против 86 958 шт. за 4Q19 (+88,2%). Производство Model S и Model X, наоборот, снизилось на 1%. За 2020 г. производство Model 3 и Model Y взлетело на 50%, а Model S и Model X упало на 13%. Поставки Model 3 и Model Y подскочили на 47%, в то время как Model S и Model X сократились на 15%. Tesla закрыла на 18 дней линии производства Model S и Model X, начиная с 24 декабря. Спрос на данные модели пока слабый.

Сейчас, по цене $816 за 1 акцию, рыночная капитализация компании равна $774 млрд. Компания стоит 27 годовых выручек, CAGR выручки за последние 5 лет +50,36%. Однако, мы понимаем, что рост неизбежно замедлится, как это произошло со всеми high-tech компаниями (Facebook, Google, Apple и т.д.).

"Нормальная" оценка автопроизводителя это 1 годовая выручка (EV/S). Чтобы сравнить Tesla с другими автопроизводителями, надо считать EV (т.е. рыночная капитализация плюс чистый долг), т.к. обычные автопроизводители сильно нагружены долгами, а у Tesla чистый долг отрицательный. У Toyota Motor (TM) EV = $392 млрд. А у Tesla EV = $772 млрд. Toyota EV/Sales = 1,5. Tesla EV/Sales = 27. Таким образом, чтобы считать Tesla справедливо оцененной, нужно предполагать, что ее выручка в стадии зрелости достигнет как минимум $515 млрд, т.е. вырастет в 18 раз.

Для сравнения, капитализация Facebook сейчас примерно такая же: $760 млрд, EV в районе $700 млрд. Но продажи Facebook выше $80 млрд (P/S менее 10) при сопоставимом CAGR +41,5%. Если вы бы имели $800 млрд, вы купили бы компанию с выручкой $28 млрд или $80 млрд? Нам кажется странным размещать капитал по таким ценам и с такими рисками. А, как известно, если вы не готовы покупать всю компанию, то не надо покупать и 1 акцию. Если вы не готовы покупать акции, то логично их продавать. Но не шортить, конечно, мы же не самоубийцы.

Давайте грубо прикинем, что с учетом продаж кредитов на выбросы CO2, батарей для электромобилей и солнечных панелей, по продажам электрокаров достаточно роста в 10 раз. Т.е. нужно продавать не 500 тыс., а 5 млн авто в год. Это достижимо? Вполне. В мире в 2019 г. было продано 90 млн авто. Но только 4 производителя достигли таких объемов в 2019. Конкуренция на рынке высокая. Все занимаются электромобилями, не считая компаний, которые сфокусированы на этом рынке: NIO, Xpeng, Lucid и т.д. Рынок растет супер темпами, привлекая всё новых игроков (даже Apple). Мы не знаем, кто в итоге займет доминирующее положение.

Оценка Tesla сейчас не соответствует рискам, которые есть у бизнеса. Во многом история напоминает разгон акций зелёной энергетики в 00е, бум акций Xerox в 90е, японский технологический пузырь и т.п. Все эти пузыри лопнули. Мы считаем, что цель в 5 млн авто и более вполне достижима, но мы не уверены, что компания будет устойчиво стоить $750 млрд и выше в ближайшие 5 лет. Вполне вероятно, что при достижении этой цели еще будет оценка в $200 млрд или ниже. Компании сталкиваются в своем развитии с большим количеством проблем, которые ведут к падению котировок акций. И Tesla с проблемами обязательно столкнется. Например, выход более популярной модели у конкурента, или торговая война США и Китая затронет бизнес Tesla, либо технологическое отставание от кого-то из конкурентов (более медленная зарядка батареи) и т.п. Путь этого бизнеса к продажам 5 млн в год будет сложным. Можно для примера вспомнить движение Apple к текущим объёмам. И нельзя исключать, что продаж в 5 млн авто может оказаться недостаточно для 515 млрд выручки, т.к. просядут или умрут другие направления, на которые мы сейчас рассчитываем.

Поэтому мы сокращаем наши риски в данной бумаге, фиксируя прибыль. Мы понимаем, что сейчас наблюдается хайп в акциях зелёной энергетики и электромобилей, вызванный понятным трендом на понижение выбросов CO2. Также акции Tesla разгоняет приток пассивных денег после включения в индекс S&P 500. Мы продаем 25% своей позиции, а не все акции, потому что видим накачивание пузыря, и не исключаем возможность продать еще 25% позиции по более высокой цене. Тем не менее, мы не будем продавать все акции, пока компания демонстрирует лучшие технологии. Но нас уже настораживает падение спроса на модели S/X. Также есть идея объединения в рамках одной структуры всех компаний Илона Маска. Вероятность включения через процедуру SPAC (мы о ней много раз писали) такого актива как SpaceX, через корпорацию Tesla, оставляет какие-то дополнительные возможные точки роста.

Но в целом upside сейчас почти не остается, при условии, что вы не верите в достижимость цели 10 млн авто в год. Все надежды покупателей связаны с тем, что придет другой покупатель, который заплатит еще дороже. А это уже не инвестиции, а gambling. Чем-то уже стало напоминать рост #bitcoin и бредовые расчеты от аналитиков JP Morgan о целевой цене криптовалюты. Сделку закрываем по ценам закрытия основной сессии вчера – $816. Доходность с 18.09.2020, когда мы опубликовали наш портфель SUVE CM, составила 84,56% или 278% годовых. Обновление структуры портфеля будет после 18.01.21.

Акции Tesla Inc. (TSLA) входят в состав портфеля SUVE CM.

Важная информация о блоге и описание стратегии инвестирования.

Полный список наших инвестиционных идей можно посмотреть в посте структура портфеля SUVE CM.

См. также: закрытие инвестиционной идеи Alexion Pharmaceuticals (ALXN) с доходностью 163% годовых.

Аналитику и все публикуемые нами новости по Tesla и другим высокотехнологичным компаниям вы найдёте в нашем телеграм-канале: @SUVECM или https://t.me/SUVECM

Твиттер @cmsuve.