Найти тему
Азбука Вокала

"Почему преподаёшь, а не поёшь на сцене?" - спрашивают каждый день. Отвечаю.

Действительно, логично же, если человек долгие годы посвящает развитию вокала, вкладывает время, силы и немалые деньги, то он должен хотеть стать востребованным певцом. А если ушёл в преподавание - значит, не сложилась вокальная карьера. В досужих обывательских размышлениях это так. Но на практике нет. Рассказываю пошагово, что к чему.

В юные годы, когда я поступила в музыкальное училище, я, конечно же хотела "быть певицей", кем же ещё? Тем более сам факт приёма меня в училище на бюджет означал, что способности у меня есть. Я училась, развивала себя, свой голос, но перспективы видела очень туманно.

Но когда на третьем курсе началась педпрактика, и нам дали учеников, причём по нескольким музыкальным предметам - я вдруг обнаружила, что преподавание мне даётся очень легко. Я с самого начала, учила как будто только этим и занималась всю жизнь.

Я легко подбирала нужные слова, умела понятно объяснить, выстроить контакт с учеником, и грамотно спланировать нагрузку. Это было необычно, потому что мои однокурсники "ненавидели" педпрактику. Но я уже тогда отметила про себя, что преподавать мне легко и интересно.

Поступив после училища в институт (у меня уже был на руках диплом, дававший официальное право преподавания) я уже на первом курсе обзавелась учениками, чтобы укрепить своё финансовое положение. Это было абсолютной необходимостью, и я не думала о "призвании", а думала о том, как пополнить ежемесячный бюджет.

Таким образом, к окончанию института я поняла, что у меня уже есть солидный преподавательский опыт, и рекомендации. Ученики сами шли ко мне, "сарафанное радио" работало бесперебойно. И уже задним числом я поняла, что уже состоялась, как педагог, и у меня всё идёт гладко.

Хотела ли я тогда на сцену? Пожалуй, нет. В те годы я не могла сама себе ответить на этот вопрос, а сейчас могу. По моим представлениям, люди делятся на два типа: "исполнители" и "теоретики". Я - не исполнитель, я - теоретик. Моя нервная система гораздо лучше и легче переносит преподавательскую нагрузку, чем сценическую. Мне не нужны аплодисменты и поклонники. Я не хочу "качать" зал. Я не считаю, что я могу выразить собой что-то уникально-артистическое.

И я знаю много примеров блестяще одарённых людей, в том числе педагогов мирового уровня, кто нашёл себя именно в педагогике. Они работают с мировыми звёздами, общаются с ними как с учениками, но остаются в тени. Я сама лично работала с такими звёздными педагогами.

Вот вам пример: Роберт "Рааб" Стивенсон - "платиновый" коуч, как называют его в Америке. Человек, который стоит "за голосами" Рианны, Чарли Пута и Келли Кларксон, а также многих других звёзд. У него блестящая карьера, он очень ценится, его уважает вся голливудская тусовка, хотя он нигде не светится. Я у него, кстати, училась (есть сертификат). Вот Рааб с Рианной.

А вот Рааб с Келли Кларксон:

А вот - с Чарли Путом:

А вот пример Селин Дион. После примерно сорока лет на сцене она говорит в интервью Ларри Кингу "I still have a coach" - "я всё ещё занимаюсь с педагогом". И показывает свои ежедневные упражнения (вокальный разогрев), которые она делает под руководством тренера.

Так что, преподаватели - это не те, кто "не смог" попасть на сцену, а те, у кого фокус внимания и интересов смещён с развития себя на развитие других. И счастье, если вы попадёте к педагогу, кто сам по-настоящему знает и понимает, зачем он здесь, и будет грамотно развивать ваш голос.

Мне профессионально интереснее развивать голоса других певцов, следить за успехами других людей, чем выходить на сцену самой. И это нормально. Есть карьера исполнителя, есть карьера педагога. Их не следует путать.

Делитесь своими историями об обучении у педагогов по вокалу, и задавайте вопросы в комментариях!

Спасибо за лайк и за то, что вы со мной!