Старая фантастика интересна не только своеобразным подходом к спецэффектам, но и самой атмосферой. Как снимали монстра-Годзиллу, когда не было не только компьютерной графики, но и самих компьютеров, меня лично вообще не волнует.
Волнует другое. Время, когда это было создано. И страна.
По сюжету, разбуженный ядерными взрывами Годзилла выходит на берега Японии и начинает крушить поселения. Легенда гласит: как только вся рыба в море кончится, монстр выйдет на сушу и начнет есть людей. Он выходит и производит разрушения (странно, но "Годзилла" у меня всегда ассоциировался с "Монстро", ведь оба как бы вышли из моря и начали все крушить).
Канва сюжета банальна для искушенного зрителя из XXI века. Интересно иное: место и время съемки.
Фильм вышел в 1954 году, спустя 9 лет с момента окончания войны. Всего 9 лет назад были разрушены Хиросима и Нагасаки, а Япония капитулировала перед натиском молодой ядерной державы. Учитывая то, что в те времена фильмы вряд ли клепали на коленке за месяц, на создание "Годзиллы" (от сценария до монтажа и подготовки к показу) могло уйти несколько лет.
По нашим меркам, 9 лет - это фактически вчера. Вчера Япония проиграла в войне и была разрушена почти до основания (а мы помним, что страну бомбили часто и постоянно - не только ядерными бомбами), вчера сгорели заживо (мгновенно или от облучения) сотни тысяч человек. Произошло немыслимое. Трагедия не национального, а мирового масштаба, даже на фоне Второй Мировой с миллионами жертв. Очевидцы и пострадавшие, которым удалось выжить, живы до сих пор. Их очень много, многие из них вчера были детьми. Сегодня они - взрослые люди, работают и создают семьи. У многих остались травмы - психологические и физические.
9 лет с момента трагедии и поражения в войне - это ничто. Для нас. Но именно тогда японцы сняли фильм, ставший родоначальником огромной "франшизы" (если так можно выразиться). И в этом фильме гораздо больше отсылок к Хиросиме и Нагасаки, чем может показаться с первого взгляда. Герои - очевидцы и пережившие бомбардировку, специалисты по ядерным технологиям, упор на науку в борьбе с чудовищами. Получается, японцы не замалчивают трагедию, не пытаются ее забыть и даже используют в изначально развлекательных фильмах. Для нас это странно, правда?
А может быть, и сам "Годзилла" (по сути, первый в кинематографе "монстр из моря", который выходит на сушу и крушит все) - это метафора неотвратимой, невообразимой угрозы, от которой может спасти только наука (!).
А еще фильм напомнит вам о том, насколько быстро начала развиваться Япония после войны. Не только благодаря поддержке бывших врагов, а в целом.
А еще - о роли науки. Годзиллу побеждает не крутой герой-одиночка с пулеметом, не военные, а ученый, пожертвовавший своей жизнью ради других.
Старая фантастика интересна именно этим: она без прикрас и ужимок рассказывает нам о психологии и атмосфере своей эпохи.