2018
Россия
режиссёр - Сарик Андреасян
сценарий - Алексей Гравицкий, Сергей Волков, Мэттью Джейкобс
актёры - Дмитрий Нагиев, Михаил Горевой, Самвел Мужикян, Вадим Цаллати, Андрюс Паулавичюс, Оливье Сиу
Первый отзыв о "Непрощённом" я получила сразу после выхода фильма – моя кузина Лида (превед!) посмотрела его в кинотеатре. Я, разумеется, сразу поинтересовалась, как оно. Было очевидно, что Лиде зашло не очень. Судя по всему, ей было скучно. Об актёрской игре Нагиева (это шло отдельным пунктом, я шибко переживала) она ничего особенного сказать не могла. Как итог – очевидно положительного отзыва о фильме я не услышала. Ну, решила я, подожду выхода в телевизоре. И дождалась.
Я не знаю, что хотели увидеть критики, щедро никидавшие минусов на одной из самых популярных русскоязычных киноэнциклопедий, но меня поразило их единодушие: кино, похоже, не понравилось никому из профессиональных зрителей. Фильм, мол, утомителен. Пуст и безыдеен, не несёт нового взгляда на события. Наполнен простейшей символикой, всё «в лоб», интенсивно эксплуатирует зрительские чувства. Очень смешон и похож на пародию (это моё любимое – Долин как обычно жжёт напалмом). И что-то там ещё та-ля-ля-ля.
Кино, разумеется, тяжёлое. И не только темой - очевидно, что кино о потере семьи не может быть лёгоньким и развлекательным. Однако, я говорю о том, как рассказана история о том, что переживает человек. Получилось ли передать его состояние, причём, в развитии, причём, на протяжении нескольких лет? Получилось. Вкратце: после потери семьи человек несколько лет живёт в пограничном состоянии со смертью. И каким же образом авторы дают зрителю это почувствовать?
Во-первых, актёрская игра. Калоев Нагиева меняется, и, что мне особенно понравилось, прям физически. Грим это, конечно, хорошо, но обратим внимание и на пластику: к тому времени, как он начинает видеть жену и детей после их смерти, он уже двигается практически как зомби - окостеневшее тело, минимум жестов, чуждость окружающему миру. Его гнев, одиночество, отчаяние чувствуется безусловно, при этом напрочь отсутствует истерика и пафос (не знаю, где это усмотрели профессиональные зрители). Нагиев молодец.
Во-вторых, работа художников. Имхо, тот тоже всё хорошо. Цвет, свет, форма. Маленькие живые бусики против гигантских фальшивых. Форма памятника, которая повторена в интерьере дома, благодаря чему герой периодически тоже помещается на "территорию смерти". Этот мотив мне особенно понравился своей очевидностью и ясностью. "Простейшая символика"? "Всё в лоб"? А чего в этом плохого?
В-третьих, операторская работа. Картинка хороша, выразительна и адекватна.
В-четвертых, монтаж и звук. Я тут оптом упоминаю, потому что работает вместе. В кино есть эпизоды, в которых, кажется, вообще ничего не происходит, а только "нагнетается состояние". Но ведь происходит же - зритель впадает в то же странное тягостное состояние, что и герой. То самое состояние, пограничное со смертью. После этих эпизодов смотришь на собрание родственников погибших и думаешь: что это они тут? Зачем? К чему мне такое огромное количество живых незнакомых людей вокруг? И только во время диалогов приходит понимание - кто они, зачем они, что мне тут надо. Кстати, сюда же (в "монтаж и звук") отнесу решение самых "кровавых" эпизодов - крушения и убийства. То, что не видно самого страшного, абсолютно не гарантирует того, что страшно не будет.
Ну и про режиссуру. Режиссёр, как известно, отвечает вообще за всё. Поэтому режиссёр самый большой молодец. Отдельным пунктом отмечу: товарищ Андреасян - тот же самый человек, который снял дико вторичных, пафосных и глупых "Защитников", безумных "Женщин против мужчин", странные фильмы "Корпоратив" и "Лёгок на помине", а также "Дублёра" (содержащего одну хорошую шутку, которую я периодически цитирую), дикого "Карлосона" и пр. Я не знаю, как сей факт комментировать. Просто не знаю. Вместо мыслей и мнения о том, как это могла случиться - белый шум.
Есть ещё один момент, который было интересно обдумать.
Нильсена в финале, разумеется, жалко. До этого он и Калоев как персонажи живут в двух параллельных вселенных: вселенная Порядка и вселенная Человечности. Вселенная Порядка (Нильсена) это правила/нарушения правил, судебное разбирательство, формальное определение степени вины, люди как товар, денежные отношения. Она формализует человечность. Вселенная Человечности (Калоева) имеет другие приоритеты. Там можно менять устоявшийся порядок ради людей. Нильсен, человек Порядка, который после трагедии ждёт формального решения суда и без этого не может заставить себя принести извинения - он живёт в своей системе координат. Справедливо ли наказывать его за то, что он упорно следует правилам своей жизни? А вот да. Допустив аварию, он нарушает законы и своей же вселенной – поэтому наказание должно наступить. А также упорно не желая извиняться до того, пока не получит формальную команду (решение суда), он (да и его начальство тоже) игнорируют правила параллельной вселенной Человечности. За свою ошибку он должен понести наказание. Но разве такое? За что ему прилетает несанкционированный, но очень даже смертный приговор? За его ограниченность, отрешённость от другой части человечества, неумение, невозможность понимать других людей. Справедливость торжествует, но почему его жалко? А потому, что ограниченность — это неполноценность. Поэтому его жалко.
Переживательно. Неспешно. Печально.
Хорошее кино.