Словарик: Супервентность «системы A» на «системе B» означает, что «система A» полностью определяется «системой B», то есть фактически порождается ею.
⠀⠀«Физически тождественный мир, в котором высокоуровневые факты неверны, логически невозможен, и указанные высокоуровневые свойства логически супервентны на физическом».
Тем не менее представи́м мир, в котором материальное устройство будет одинаковым, но его восприятие будет совершенно иным, – это зависит от программы-интерпретатора. Собака, летучая мышь, рыба, корова и человек по-разному воспринимают один и тот же мир. Что же мешает представить, что их восприятия станут какими-то другими в материально тождественном мире? Познавательный процесс, как и восприятие, существенно зависит от мировоззрения. При прочих равных люди с принципиально различным мировоззрением будут воспринимать и познавать один и тот же мир существенно по-разному.
⠀⠀«С нашими опытными данными совместимо несуществование мира, который, как мы думаем, мы видим; возможно, у нас галлюцинация, или мы – мозги в бочке. Можно показать, что эта проблема возникает именно потому, что факты о внешнем мире не являются логически супервентными на фактах о нашем опыте». То есть, строго говоря, мы не можем из нашего опыта вывести устройство мироздания.
⠀⠀«Законы природы не являются чем-то логически супервентным на множестве конкретных физических фактов… В существовании законов и каузальности (причинности) имеется что-то нередуцируемое… Я обходил эти проблемы, включая физические законы в супервентностную базу, но это означает, что мы скорее перешагиваем через метафизическую головоломку, чем решаем её… Само существование подобных нередуцируемых дополнительных фактов порождает глубокие вопросы об их метафизической сути… И естественным было бы предположить, что два этих вида несупервентного, сознание и каузальность, могут находиться в тесном метафизическом отношении друг к другу».
⠀⠀«Миф о творении. Создавая мир, Бог должен был бы лишь зафиксировать некоторые факты. Для максимальной экономии усилий он начал с фиксации законов природы – законов физики и тех законов, которые соотносят физику с сознательным опытом. Потом он зафиксировал ограничительные условия: к примеру, временной срез физических фактов или значения, выдаваемые генератором случайных чисел. Он объединил их с законами для фиксации остальных физических и феноменальных фактов. И в са́мом конце он провозгласил: "И это всё"». «Не исключено, что пусть и не в деталях, но в абрисе этой истории можно было бы отыскать зерно истины».
[ Продолжение следует… ]