Впечатления зрителя о Производственных фильмах 70-х годов СССР.
Вступление.
Определяю предмет фильмов: Подвиг производственный и трудовой. Лейтмотив: Производственные взаимодействия персонажей на разных уровнях иерархии. Взаимодействия коллективные и стремления личностные (индивидуальные).
Поехали.
Аналогично выпускам Киновечера №4 и №5, требуется фронтмен, образ, персонаж-локомотив. Выделяю трех богатырей: Георгий Жжёнов, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров. Каждый из мастодонтов по-своему конгруэнтен к жанру, убедителен в образе, адекватен месту, поступкам, решениям. Если существует термин «Воспитательный роман», то возможен термин «Воспитательный образ», «Воспитательный кинофильм».
С обсуждениями и оценками действий, да-да.
Обретешь в бою, 1977
https://ru.wikipedia.org/wiki/Обретёшь_в_бою
Всем металлургам — успехов!
Все 5 часов телефильма просмотрел с интересом, настолько мастерски прописаны характеры. Не знаком с особенностями работы сталелитейщиков, удивило отсутствие НТС и технологов в любом виде. При наличии цехового ОТК. Может это секрет экономического чуда начальника цеха.
Нет НТС -> нет метафизики (кроме профессора), отсюда «металлические люди», «металлические отношения». Метафизика сценарно отнесена либо в семью (что есть слабый эффект), либо в отношения с ОЖП (тот же слабый эффект), либо в зачаточном варианте в новообразованный технический совет цеха.
Это про выбор будущего стиля: быть как старый директор, как начальник цеха либо как новый директор.
Обратная связь, 1977
https://ru.wikipedia.org/wiki/Обратная_связь_(фильм,_1977)
Это не генерал Чарнота с домбле, не истеричный брат Карамазов с цыганами, нет. Это Ульянов-Терминатор, атомный ледокол и ядерный ракетный движитель.
Это про сложности коррекции целей.
Однофамилец, 1978
https://ru.wikipedia.org/wiki/Однофамилец_(фильм)
Сон о путешествии в прошлое.
Герой Жжёнова внешне легкий, эластичный, до встречи с демиургом Плятта. Текст принуждает к многовариантности: а как бы, а если бы, а если.
Красная стрела, 1986
https://ru.wikipedia.org/wiki/Красная_стрела_(фильм)
«Всегда и во все времена ценились люди, которые умеют заставить работать других».
Образцовый, содержит всё, всех и вся.
Директор ценит своих, нетерпим к чужим, знает ответ, готов предложить, попросить, заставить. Он — хозяйственник в сложной шахматной партии в огромном часовом механизме Страны Советов.
Пару часов в сутках для него остается на метафизику, свободу души (разговор с краснодеревщиком).
В противовес разумности включена линия отношений с РСП: надо видеть, распознавать, понимать и помнить, что это опасная игра с отрицательной суммой.
Безусловно заслуживают упоминания и места в вечности:
Укрощение огня, 1973
Премия, 1974
День приема по личным вопросам, 1974
Комиссия по расследованию, 1979
Мы, нижеподписавшиеся, 1980
Дублер начинает действовать, 1983
В одну-единственную жизнь, 1986
Мудромер, 1988
Человек из чёрной «Волги», 1990
https://ru.wikipedia.org/wiki/Человек_из_чёрной_«Волги»
Идеальное завершение марафона.
Все, что было до этого, весь этот ваш гуманизм-человек-коммунизм, это все оставьте на выходе. Персонаж Юрия Демича — это уже сверхчеловек, мутант-новообразование, санитар леса.
Это про политизацию взаимодействий, со всеми остановками.
Заключение.
Большинство кинокартин в данном жанре сегодня воспринимаю как шедевры. Глубоко безразлично, был ли это «социальный заказ» или «тихий протест».
Рассматриваю художественные произведения (в литературном и сценарном вариантах) 1) как образцы ныне недостижимого, космического уровеня мастерства писателей и сценаристов, 2) как учебные пособия, философские трактаты, эпические примеры профессиональной постановочной работы с текстом и людьми.
Считаю жанр безвозвратно утерянным и достойным возрождения в лучшем из миров.