Те психологи, что любят простые и однозначные рецепты, обычно советуют:
- Четко заявите о своих потребностях («Мне нужно от тебя то-то и то-то» (например, чтобы ты «приносил деньги в дом, сидел иногда с ребенком, мыл посуду три раза в неделю» и т.д. или, более мягкий вариант: «Мне было бы приятно, если бы ты…» (ну, например, «помогал мне по дому (тут можно конкретизировать), дарил мне цветы по субботам и праздникам, складывал грязные носки в корзину для белья»)
и 2. Поставьте условия, при нарушении которых человек сначала получает предупреждение (до трех раз, например), а потом исключается из близких отношений (выводится во внешний круг = «давай останемся друзьями» или в «еще более внешний»: «У нас так мало общего, давай не будем больше общаться»).
Но, конечно же, нарративные практики не ищут «легких путей» (да и кому, признаемся, так уж легко разорвать близкие отношения так вот, решительно и бесповоротно? И надо ли это делать?)
Все эти вопросы заставили меня обратиться к поиску другого, альтернативного решения вынесенной в заголовок проблемы.
*** На самом деле конкретный вопрос прозвучал еще интереснее: «Как замотивировать партнера на (нужные) действия?» И это, конечно, вызов для терапевта, потому что – ну ясно же, что мы работаем только с самим клиентом, который обратился за помощью, а его близкие – вне нашей компетенции!
Однако на помощь мне пришла модель, близкая своей недирективностью к нарративному подходу – и это метод ненасильственного общения Маршалла Розенберга! Я слышала про его книгу об этом методе еще год назад, но именно конкретный запрос помог мне ее прочитать и вынести из нее полезные приемы!
*** Ссылка на электронную книжку:
Итак, несколько цитат
*** Обратите внимание на слова «шансы получить желаемое» и «честное и ясное самовыражение», которое дает «больше всего шансов получить желаемое»! Вот это, по-моему, как раз о том, как «добиться своего», «не разрушая»!
«Мы сами можем не считать свою манеру говорить «насильственной», но слова часто причиняют боль окружающим или нам самим. В некоторых сообществах описываемый мной процесс известен также как сопереживательное общение».
«ННО – это путеводитель, который переформатирует то, как мы самовыражаемся и как мы слышим других. Вместо привычных автоматических реакций наши слова превращаются в осознанные ответы, основанные на крепком фундаменте осознанных восприятий, чувств и желаний.
Это ведет к честному и ясному самовыражению, при котором мы в то же время уделяем другим внимание, полное уважения и сопереживания. В любом диалоге мы приобретаем возможность слышать глубокие потребности – свои и других людей.
ННО учит нас внимательно наблюдать и уметь выделять разные типы поведения и условия, которые влияют на нас. Мы учимся идентифицировать и ясно выражать, чего именно мы хотим в каждой отдельно взятой ситуации. По форме это просто, но преображение происходит очень мощное».
«Хотя я описываю ННО как «процесс общения» или «язык сопереживания», на самом деле ННО – это нечто большее, чем процесс или язык. На более глубоком уровне это постоянное напоминание нам о том, что нужно сосредоточиться на той области, где у нас больше всего шансов получить желаемое».
«Задача в том, чтобы уметь высказать это наблюдение, не вдаваясь ни в оценки, ни в осуждение,– просто сказать, какие действия других людей нам нравятся или не нравятся.
Затем мы говорим о том, какие чувства испытываем, когда видим это действие: мы задеты, напуганы, веселы, удивлены, раздражены?
И наконец, мы говорим о том, какие наши потребности связаны с чувствами, которые мы испытываем.
Осознание этих трех составляющих присутствует, когда мы используем ННО, чтобы ясно и честно выразить, кто мы такие».
Четыре составляющих модели ННО:
- Наблюдения
2. Чувства
3. Потребности
4. Просьбы
«Например, мать может выразить эти три составляющих, сказав своему сыну-подростку: «Феликс, когда я вижу два скатанных клубками грязных носка под журнальным столиком и еще три возле телевизора, я чувствую раздражение, потому что мне нужно больше порядка в комнатах, где все мы живем вместе».
Затем она сразу же может добавить четвертую составляющую – ясно сформулированную просьбу: «Не мог бы ты отнести свои носки в свою комнату или в стиральную машину?» Эта четвертая составляющая относится к тому, какие действия другого человека могут обогатить нашу жизнь или сделать ее приятнее.
Таким образом, часть ННО заключается в том, чтобы выразить эти четыре информационных составляющих очень ясно, вербально или каким-либо иным способом.
Другая часть этого общения заключается в том, чтобы получить эти же четыре информационных блока от других. Мы налаживаем с ними связь. Сначала – оценивая, что они видят, чувствуют и хотят. Затем – открывая с помощью четвертой составляющей то, что обогатит их жизнь: их просьбу.
Когда мы сосредоточены на упомянутых сферах и помогаем другим направить внимание туда же, мы создаем двусторонний поток коммуникации, пока сопереживание не начинает выражаться естественно:
Что я наблюдаю и чувствую, в чем нуждаюсь; чего я прошу, чтобы улучшить свою жизнь; что ты наблюдаешь и чувствуешь, в чем нуждаешься; чего ты просишь, чтобы улучшить свою жизнь…»
***
Процесс ННО
Конкретные наблюдаемые нами действия, которые влияют на наше благополучие.
Наши чувства относительно того, что мы наблюдаем.
Потребности, ценности, желание и все остальное, что формирует наши чувства.
Конкретные действия, о которых мы просим, чтобы обогатить свою жизнь.
***
«Две части ННО:
- Честное самовыражение с помощью четырех составляющих.
2. Эмпатическое принятие через четыре составляющих.
Суть ННО в осознании четырех составляющих, а не в самих словах, которыми мы обмениваемся».
В главах 3-6 автор дает конкретные упражнения, как научиться слушать и выражать эти 4 составляющие процесса ННО.
Нет смысла переписывать всю книгу целиком, приведу только пару примеров, особенно ярко, на мой взгляд, иллюстрирующих красоту и силу метода:
Как отличать наблюдения от оценок?
Слова «всегда», «никогда», «постоянно», «каждый раз» и тому подобные могут выражать наблюдения, когда используются следующим образом:
• Каждый раз, когда Джек говорил при мне по телефону, это длилось минимум полчаса.
• Я не помню ни одного раза, когда ты мне написал бы.
Иногда такие слова используются как преувеличения. В таких случаях наблюдения и оценки смешиваются:
• Ты вечно занят.
• Если она нужна, ее никогда нет.
Когда такие слова используются в преувеличениях, они часто вызывают защитную реакцию, а не сопереживание.
Такие слова, как «часто» и «редко», также могут способствовать путанице между наблюдением и оцениванием.
Первая составляющая ННО предусматривает разделение наблюдения и оценивания. Если мы смешиваем эти два процесса, окружающие могут воспринимать наши слова как критику и отторгать наши слова. ННО – это язык-процесс, который не приветствует статические обобщения.
В наблюдениях следует четко указывать время и контекст. Например, «Хэнк Смит не забил ни одного гола за двадцать матчей» – вместо того чтобы просто говорить: «Хэнк Смит плохо играет в футбол».
– Вот, как, казалось бы, просто, но, согласитесь, как нелегко с первого раза очистить наблюдение от оценки!
А в главе 4-й «Как осознавать и выражать свои чувства?» вообще дается феерический обзор того, как научиться выражать именно то, что мы чувствуем (вместо того, чтобы давать оценки себе или другим, говорить о мыслях вместо чувств или о наших представлениях о себе!). Вот, смотрите, как об этом пишет автор:
«Наш лексический запас для присвоения людям ярлыков часто богаче нашего словаря, предназначенного для ясного описания эмоциональных состояний.
Наш язык способствует путанице: слово «чувствовать» часто используется, когда речь на самом деле идет не о чувствах. Например, в предложении «я чувствую, что со мной обошлись несправедливо» слова «я чувствую» можно было бы заменить на «я думаю», и это способствовало бы большей точности. Обычно речь не идет о ясном выражении чувств, если слово «чувствовать» сопровождается:
- Словами «что», «как», «как будто» и тому подобными:
«Я чувствую, что ты справишься с этим лучше».
«Я чувствую себя как последний неудачник».
«Я чувствую себя так, как будто говорю со стенкой».
2. Словами «я», «ты», «вы», «он», «она», «они», «оно», «это»:
Чувства нужно отличать от мыслей.
«Я чувствую, что от меня постоянно всем что-то нужно».
«Я чувствую, что это бесполезно».
3. Именами или словами, обозначающими людей:
«Я чувствую, что на Эми можно положиться».
«Я чувствую, что мой шеф – тот еще манипулятор».
Нужно отличать наши чувства от наших представлений о себе.
С другой стороны, во время непосредственного выражения чувств слово «чувствовать» может вообще не использоваться. Например, мы можем сказать: «Я чувствую раздражение». Или просто: «Я раздражен».
В ННО мы устанавливаем различие между словами, которые описывают настоящие чувства, и словами, которые описывают наши представления о себе.
- Описание нашего представления о себе:
«Я чувствую, что плохо играю на гитаре».
В этом высказывании я скорее оцениваю свои музыкальные навыки, нежели выражаю чувства.
2. Настоящие выражения чувств:
«Я чувствую разочарование, когда играю на гитаре».
«Я недоволен собой, когда играю на гитаре».
«Я злюсь на себя, когда играю на гитаре».
Таким образом, настоящие чувства, скрывающиеся за словом «плохо» из первого утверждения, могут оказаться разочарованием, раздражением, злостью или чем-то еще.
Нужно различать то, что мы чувствуем, и то, как другие люди, по нашему мнению, реагируют на нас или ведут себя по отношению к нам.
Аналогичным образом полезно различать слова, которые описывают наши мысли о действиях людей, и слова, которые действительно описывают чувства.
Вот примеры высказываний, которые легко принять за выражение чувств, но на самом деле они больше относятся к нашему мнению о поведении других, нежели к тому, что на самом деле чувствуем мы сами.
- «Я чувствую, что ничего не значу для людей, с которыми работаю».
Слова «ничего не значу» относятся скорее к тому, что я думаю об оценке меня другими людьми, нежели к настоящим чувствам (которые в этой ситуации можно было бы выразить как «мне грустно» или «я обескуражен»).
2. «Я чувствую, что меня не так поняли».
Здесь словами «меня не так поняли» я оцениваю уровень понимания, демонстрируемый другими людьми, а не собственные чувства. В этой ситуации я мог бы испытывать беспокойство, раздражение или что-то еще.
3. «Я чувствую, что на меня не обращают внимания».
Здесь перед нами снова скорее интерпретация чужого поведения, нежели ясное выражение собственных чувств. Вне всякого сомнения, бывало, что мы испытывали облегчение, если на нас не обращали внимания, потому что нам тогда хотелось, чтобы нас оставили в покое. Вне всякого сомнения, бывало также, что мы испытывали боль, если на нас не обращали внимания, потому что нам тогда не хотелось быть в стороне.
Слова вроде «на меня не обращают внимания» скорее выражают нашу интерпретацию чужих действий, нежели наши чувства».
***
В конце книги приведен классный словарик «Базовые чувства и базовые потребности, общие для всех». Ну, и схема Четырех составляющих ННО в виде таблицы с примерами:
Так что, если у вас есть цель – улучшить отношения, попробовать привести их в предпочитаемый вид или даже просто разобраться в своих потребностях, чувствах, желаниях и, может быть, найти подходящего человека для отношений – то книгу Маршалла Розенберга «Язык жизни. Ненасильственное общение» однозначно стоит прочитать. И применять эти техники в жизни! Потому что, как минимум:
«ННО помогает нам проникнуть вглубь самих себя, увидеть свою живую сердцевину и узнать, каким образом все наши действия основываются на человеческих потребностях, которые мы стремимся удовлетворить. Мы учимся составлять словарь чувств и потребностей, который помогает нам яснее выражать то, что происходит в нас в любой отдельно взятый момент».