Давно ли вы смотрели передачи Леонида Парфенова? Того самого, с которого брали пример почти все журналисты, и того самого, что попросили с телевидения за самостоятельность и смелость.
Я недавно открыл для себя, что этот талантливый человек снимает интересные документальные фильмы. Обычно мы представляем себе документальные фильмы как нечто если не скучное, то уж точно требующее очень серьезного настроя и сосредоточенности. А Парфенов, сам того не желая, сломал этот стереотип. Например, такой фильм как «Цвет нации» с неподражаемой парфеновской стилистикой и вкусом, фильм, который смотрится на одном дыхании.
О чем эта работа? Об уникальном человеке, Сергее Михайловиче Прокудине-Горском, — русском изобретателе и фотографе, который довел до совершенства технику цветной фотографии в самом начале 20 века. Да, это не опечатка, представьте себе! Цветная фотография высочайшего качества, которому позавидуют владельцы современных дорогостоящих гаджетов, и это в самом начале 20 века!
Прокудин-Горский, как и положено талантливому человеку, был талантлив во всем: выдающийся изобретатель, фотограф, путешественник, химик, издатель, педагог. Им сделаны тысячи цветных фотографий самых разных мест Российской империи: от Карелии до Туркестана. Прокудин-Горский был не просто фотографом, а режиссером, который умудрялся, как настоящий художник сконцентрировать в одной фотографии дух времени, душу народа, на его фотографии каждый нюанс рассказывает о жизни этих людей как целая книга. Даже ставшее хрестоматийным фото Льва Толстого, знакомое всем нашим школьникам из учебника литература, — это работа Прокудина-Горского. Орнаменты одежды и украшений, зафиксированные до мелочей, изучаются историками и реставраторами, а лица людей — настолько живые, понятные, как фото в соцсетях, и в то же время загадочные для нас, людей другой эпохи, а может и другой цивилизации. Вам нужна машина времени? Берите и изучайте работы Прокудина-Горского.
Если бы Парфенов ограничился этим рассказом таланта земли русской, то в копилке документальных отечественных фильмов просто появилась бы еще одна очень качественная хорошая работа и всё, но … это же Парфенов. Леонид Геннадьевич, как драматург журналистики, решил копнуть глубже и поехал по России-матушке посмотреть на те деревни, села, города, что снимал Прокудин-Горский. И что он увидел спустя век? Кипящая жизнь, прогресс, прекрасные плоды цивилизации в некогда лапотных деревнях с исключительно деревянными домами или может наоборот, —заботливо сохраненный уклад в музейно-фольклорном стиле? Нет, ни того, ни другого! Остались только руины погибшей цивилизации. Руины, словно останки Колизея, свидетельствующего о погибшей великой Римской империи. Конечно, на месте Рима живут люди, и на месте Константинополя и на месте великого Древнего Египта. Только другие люди, другие цивилизации. Так и здесь, на руинах великой русской цивилизации живут уже другие люди. Из русских сел ушла Жизнь, из русских сел, которые формировали русский язык, рождали Ломоносовых, рождали победителей, сокрушавших сильнейшие армии мира. А что сейчас? Нынче другие времена: теперь принято бежать как от чумы со своей земли. Теперь принято молиться на Идола собственного комфорта.
Мы выигрывали самые страшные битвы с внешним врагом, но неужели мы без боя сдадимся внутреннему врагу нашей лени, эгоизма и инфантильности?
А свято место пусто не бывает. Если наша земля стала для нас чужой, значит, она станет своей для кого-то другого. Схоронили русскую деревню, но хотим ли мы похорон русской цивилизации?... Или может, как Феникс будем возрождаться? Ответ внутри каждого из нас.
«Пора вернуть эту землю себе!» — это мой ответ, так некомфортно пробужденный от сладкой неги талантом Леонида Парфенова, показавшим, что значит современное искусство, но все же настоящее, как и века назад.
Павел Мосягин