Психолог- такая популярная сейчас профессия! А сколько направлений дает психология, сколько школ, можно учиться и учиться. На самом деле в России психология еще не достигла такого популяризма, как, допустим, в США. Но и у нас уже требуют присутствие в каждой школе и в каждом саду минимум одного психолога. Правда, и работы на него наваливают целую тучу, кучу. Как вы думаете, чем занимается психолог в школе?
1. Он обследует первоклассников, пятиклассников, девятиклассников и одиннадцатиклассников несколько раз в год (в идеале – 3-4) для выявления психологического состояния.
2. Естественно, что потом, с выявленными «проблемными» детьми необходимо отработать. То есть, провести дополнительную индивидуальную диагностику, понаблюдать за ним во время перемены, возможно, уроков, поговорить с классным руководителем, учителями, обязательно встретиться с родителями, провести консультацию с ребенком.
3. Отдельно у психолога есть список детей с ОВЗ, которые тоже должны обязательно заниматься с психологом, не менее двух раз в неделю.
4. Прибавим к этому детей, стоящих на разных видах учета – диагностики, консультации, работа с родителями.
5. Плюс дети, которые сами ходят к психологу с личными проблемами, их тоже нужно выслушать, поддержать, возможно, поработать с семьей.
6. Обследование всех классов в рамках психологического месячника (он бывает два раза в год).
7. Выступления на родительских собраниях, консультации с педагогами, проведение классных часов, работа с детьми по запросам родителей.
Одного психолога не хватит даже на маленькую школу. А если есть классы коррекции – то нужно как минимум исходить из того, что на 20-30 детей с ОВЗ нужен один психолог. В итоге, у специалиста не остается времени на самообразование, на изучение новых методик, на чтение научных работ. А ведь психология – это наука, которая постоянно развивается. Каждый специалист приходит в школу с горящими глазами и огромным желанием помочь ребенку, помочь детям, но все это разбивается, когда у психолога не остается времени, он скачет по верхам, отписывается (как все в нашей стране), а глубинная работа не ведется.
Итак, я вам рассказала, чем занимается психолог в школе, теперь расскажу, почему я считаю психологическую помощь в школе абсолютно бессмысленной:
1. Психолога в школе держат как замену любого учителя, заболел или уволился математик – заменяет психолог, историк – психолог, при этом своя работа должна вестись, хотя бы на бумаге.
2. Вы можете не брать детей, не работать с ними, главное, заполнять вовремя бумажки. Их может запросить прокуратура, КДН, Управление образования, причем, в любое время.
3. Если вы хотите взять ребенка реально нуждающегося в психологической помощи, но от вас требуют работу с учетником – вы бросаете всех детей, главное – отработать с ребенком, который стоит на учете.
4. Родители редко идут на контакт, а если идут, то ждут, что психолог взмахнет волшебной палочкой, и все проблемы у ребенка пропадут – поведенческие или связанные с учебой. Родители очень остро принимают информацию, что, на самом деле, если у ребенка нет психических отклонений, то все психологические проблемы идут из семьи. Хотя это именно так.
5. Острая нехватка времени.
6. Пустые семинары ни о чем, которые постоянно устраивают Управление образования, и другие организации.
7. Если что-то случилось с ребенком - попытка суицида, уход из дома (даже если это было летом, или во время каникул) – все равно, всю ответственность переложат на школу.
Вопрос: родители, вы для кого рожаете? Если ваш ребенок не хочет идти домой, значит, там ему плохо. Когда наше государство уже осознает, что ответственность за детей несут родители, за его воспитание, за его образование, за его поведение, в конце концов.
8. Куча бумажных документов, причем, все одно по-одному. Везде записывается одно и тоже. Заполнение бумажек убивает большую часть времени.
Конечно, работая в школе, вы можете помочь детям, не всем, но кому-то обязательно поможете. Некоторые дети, да и родители просто нуждаются в том, чтобы их выслушали, потому что им некому выговориться. А психолог, как правило, такой человек, в кабинете которого остается вся информация, услышанная там.