В предыдущей главе мы рассмотрели зачем и кому вообще это всё может понадобиться – домашняя звуко(музыко-)запись с минимумом вложений. В настоящей рассмотрим необходимый минимум для работы с цифрой (компьютерными программами) без которого ну никак не обойтись. Разумеется, у нашей студии будет цифровое сердце – компьютер и DAW. DAW – Digital Audio Workstation – многоканальная программа-рекордер (впрочем портостудия – тоже DAW). Разумеется, программ очень много, они различаются функционалом, нагрузкой на систему, и доступностью (есть фриварные, бесплатные программы). Впрочем, многие современные программы выглядят примерно одинаково – и например начав работать с Presonus Studio вы не испытаете проблем с Abletone Live (кроме тех, что для полноценной работы с ними вам потребуется довольно мощное железо, коим к примеру я не обладаю). Из бесплатных и простых как стол можно выделить Audacity (последняя версия от 2018го года), но по функционалу она всё ещё не дотягивает до Adobe Audition 1.5 (от года 2004го) – к примеру, отсутствует возможность навешивания виртуального (но ещё не VST) эффекта на дорожку без изменения файла. Не удобно.
Говоря о мощности своих компьютера и ноута не буду называть конкретные ТТХ – скажу так. Танки идут, Фоллаут 4 не очень.
Далее, звуковая карта. В моей дискографии есть как минимум один трэк записанный и сведенный из 4х дорожек вообще на встроенной карточке веб-ноутбука выпуска середины нулевых, но с тех пор производители перестали предоставлять вам БЕСПЛАТНО незаявленные возможности, а стало быть такую удачу оставим за кадром. Двадцать лет назад самой ходовой карточкой для домашней записи была Creative SbLive – думаю её и сейчас можно найти на барахолках рублей за 200-300. Другое дело, если говорить о внутренних платах, стоит поискать чуть более позднюю Sb Audigy 1 или 2. Цена будет всего в два раза выше, а частота дискредитации – выше на голову. Современные же Audigy по цене приближаются к нормальным внешним чисто музыкальным USB-интерфейсам, а стало быть смысла в них нет. Так же старые Audigy копировали китайцы – под другими именами, так же не дорого, пару лет назад их можно было «на глаз» найти в каталогах.
Если же предполагается работа с ноутбуком, разумеется потребуется та самая внешняя, специализированная карта – и тут рынок предлагает нам варианты от 2к до полусотни и далее. И тут самый важный вопрос на который стоит ответить перед покупкой – есть ли у нас необходимость записывать одновременно два раздельных источника звука (на разные дорожки) – например гитару и вокал? Если не предполагается покупка аудиомикшера, стоит сразу присмотреться скажем к карточке Behringer U-Phoria UM2. Стоит КОПЕЙКИ (и за прошедший год с того как я её купил – только подешевела), около 3х тысяч рублей. Минус – плохо работает с VST эффектами, может начать трещать и тупить в Guitar RIG каком-нибудь. И дрова приходится искать (у меня долго не работали два канала отдельно, пока не нашёл нужные на старом форуме). А вот другая карта – Line 6 GX может и имеет всего один джековый вход, но не будет перегружать прилагающейся программой обработки даже слабый комп – и кроме того ИЗ НЕЁ я умудрялся писать уже обработанный сигнал на дорожку Adobe Audition просто как два пальца, ничего не перестраивая.
Но. Line6 GX не дешевеет. Новая карточка сейчас встанет вам в десятку, на вторичном рынке – удачей будет найти её в два раза дешевле. Карточки этой же серии, имеющие дополнительные порты стоят ещё дороже, но как мне кажется всё ещё выигрывают у аналогичных по цене Focusrite – по большей части всё за счёт того же прилагающегося ПО.
В следующей главе мы рассмотрим типы простых и доступных микрофонов для записи вокала и акустических инструментов – от мультимедийных петличек до более серьёзных конденсаторных.