Среди людей всегда были те, кто желал узнать свою судьбу. Не удивительно, что многие искали возможности получить тайные знания, заглянуть хотя бы одним глазком в то, что только должно случиться. Поэтому у разных народов были разные способы получить желаемое. Предсказание судьбы по звездам, гадание по воде или цветам, с использованием зеркал, песка и многого другого, на что только хватало человеческого воображения, которое, как мы знаем, безгранично. И в этой статье мне бы хотелось рассказать об истории возникновения карт Таро. А если быть точнее, то попытаться это сделать, ведь теорий, как это бывает, несколько.
Например, есть довольно красивая легенда, что Таро берет свое начало с земель Египта. Жрецы Египта, понимая, что расцвет их культуры подходит к концу, решили перенести свои знания в несколько карт, чтобы потомки могли через них прикасаться к древним знаниям и черпать мудрость. Но подобная легенда появилась в 18 веке, когда в Европе была популярна культура этой страны.
Однако начало свое Таро берут из арабских стран. Самое раннее название Таро на итальянском – Tarocci (Тарокки) – почти калька с арабского турук. Похоже звучали и названия на других европейских языках – Tarok, Tarock и другие. Меж тем, турук переводится как Пути. Но более точно сказать, где же родились эти карты, нет возможности. Вероятнее всего, сама идея карточной игры пришла в Европу через мусульманскую Испанию из Аравии, Китая или Индии. Первое упоминание об игральных картах в Европе относится к 1371 году, когда колоду заказал себе король Арагона Педро IV.
«Игра в карты, называемая Таро, которой владеют цыгане, является Библией Библий. Это книга Тота Гермеса Трисмегиста, книга Адама, книга Первоначального Откровения древних цивилизаций. Таким образом, в то время как масоны, умные и сильные люди, утратили традицию; когда жрецы, тоже умные и сильные, утратили Эзотеризм; цыгане, хотя и невежественные, и порочные, дали нам ключ, который позволяет объяснить всю символику древних эпох».
1889 год, французский мистик Жерар Анкосс, более известный под псевдонимом Папюс
Таро в Европе
Каждая колода имела собственную систему мастей и символику старших карт, которую придумывали заказчики. На них изображали очень многое: библейских персонажей, античных богов, аллегории человеческих добродетелей и пороков, исторические личности, сюжеты античной литературы и философии. Такие колоды стали способом самовыражения для итальянской знати эпохи Возрождения, среди которой были в моде интеллектуальные забавы.
Подобные карты никто не использовал для гадания. Ими играли в игры, скорее всего, похожие на современный бридж. К сожалению, не сохранилось ни одной записи, объясняющей их правила. Своеобразным переходом от игральных карт до современного понятия Таро стала игра, придуманная герцогом Висконти, который обожал различные интеллектуальные игры. Оригинальная колода карт герцога Висконти до наших дней не дошла, однако частично сохранилось сочинение ди Торнтоны, где тот объясняет смысл и принципы игры. В игре четыре обычные масти, которым соответствуют животные, но есть и наполненная символизмом пятая масть, карты которой хоть и были связаны с остальными четырьмя, но как бы независела от них. До самой смерти в 1447 году Висконти заказывал разным художникам новые колоды, которые всё больше походили на знакомые нам Таро.
Именно в колоде Висконти — Сфорцы, следующего миланского герцога, и формируется символическая система Таро. Карты, обозначающие космические тела, появились в игре благодаря повальному увлечению итальянской знати астрологией. Карты вроде Стойкости, Милосердия и Силы олицетворяли человеческие достоинства, которые были популярной темой литературы Возрождения. Карта Отшельник, на которой изображен старый седой мужчина, изначально символизировала время. Волшебник в ранних картах был уличным фокусником или жонглером, который показывает фокусы перед детьми на ярмарке. В колоде Висконти — Сфорцы он называется Il Bagatella — «мелочь, несущественная вещь» — и стоит в самом низу старших арканов. Император и Императрица символизировали правителя Священной Римской империи и его супругу. Иерофант — это папа римский, а Жрица — персонаж популярной в Средние века легенды о папессе Иоанне, которая в IX столетии якобы обманула католическую церковь и заняла Святой престол. Дуализм этих двух пар карт отсылает к традиционному сюжету дуализма власти мирской и церковной. Образы Правосудия (Фемиды) и Колеса Фортуны заимствованы из древнегреческой традиции.
Происхождение других карт не так очевидно. Исследователи считают, что Колесница символизировала карнавальную процессию или свадьбу. По мнению религиоведки Хелен Фарли, Колесница могла обозначать Римскую церковь — такую аллегорию, например, можно найти в «Божественной комедии» Данте или в трудах святого Иеронима Стридонского. Изображение Смерти в виде скелета, скорее всего, символизировало чуму, вспышки которой периодически случались в Италии в XV веке. Карта Повешенный связана с традицией «позорных рисунков», изображающих предателей, воров и мошенников, что подвешенны в унизительной позе вниз головой. Не сохранилось ни одной фрески этого жанра, однако есть множество набросков таких фресок, созданных именитыми художниками.
В начале XVI века традиция Таро распространилась по югу Франции. Здесь окончательно сформировалась колода, которую будут ошибочно называть марсельской. В марсельской колоде используется привычная система мастей и присутствуют 22 карты старшего аркана. Вплоть до XVI или XVII века марсельская колода была лишь одной из многих региональных вариаций Таро, однако примерно к 1700 году стала доминирующей везде, кроме Италии — там в каждой провинции были свои колоды и карточные игры.
Самая ранняя колода Таро, которая дошла до наших дней, была выполнена как раз по заказу герцога Милана в качестве свадебного подарка для супруги Бьянки Висконти Сфорца. Эта колода поистине представляет собой произведение искусства, поскольку создавал ее итальянский художник Бонифацио Бембо. Всего Бембо нарисовал семьдесят две карты, в то время, как полная колода состояла из семидесяти восьми. Создание херувимов на оставшихся шести картах отличается от стиля Бембо, и считается, что они были нарисованы Антонио Чиконьярой для замены тех карт, которые были потеряны из оригинального набора. Еще четыре из этих семидесяти восьми были потеряны с течением времени. А именно - Дьявол, Башня, Рыцарь монет и Тройка мечей. Есть теория, что в то время Дьявола не изображали, а Башня, на итальянском Torre, могла не быть включена, как символ рода делла Торре, с которым Висконти долгое время соперничали и боролись за власть. Колода состояла из четырех основных мастей, известных как мечи, кубки, монеты и посохи. Вдобавок в колоде была пятая таинственная масть из двадцати одного козыря и дикая карта, известная как Дурак. Бембо вручную нарисовал каждую отдельную карту с умением, сумев включить девиз Висконти во многие карты четырех основных мастей. Считается, что колода была написана в 1450 году. Каждая карточка была нарисована и иллюстрирована на плотном картоне и имеет размеры 175 на 87 миллиметров.
Карты стали использовать в гадании лишь к концу XVIII века, когда ими заинтересовался масон Антуан Кур де Жебелен. Само название карт, по его мнению, состоит из двух слов древнеегипетского языка — Тар и Ро, которые переводятся как «царская дорога». Жебелен довольно умело манипулировал, ведь тогда никто не знал, как звучит древнеегипетский язык, а первая табличка, которая позволила расшифровать его, была найдена в 1799 году. Антуан создал объемный труд, состоящий из десяти томов, в котором выделил место и для карт Таро. Через три года после того, как де Жебелен выпустил свою работу, французский предсказатель Жан-Батист Альетте под псевдонимом Эттейлла выпустил первое пособие по гаданию на Таро. В 1788 году Эттейлла создал Общество интерпретаторов книги Таро, как они называли колоду, в которое вошли несколько десятков увлеченных спиритуалистов. В 1790-м, за год до смерти, он создал собственную колоду — первую в истории, предназначенную не для игры, а для гадания, а также основал школу магии.
Великая Французская революция и наполеоновские войны прервали развитие традиции Таро почти на сто лет. Новый всплеск увлечения оккультизмом и интереса к Таро начался во второй половине XIX века. Следующим после Эттейллы великим картомантом считается мистик и философ Альфонс-Луи Констант, известный под псевдонимом Элифас Леви. На смену пришли англичане: Уильям Уэсткотт и Сэмюэл Мазерс, основавшие в 1888 году герметический орден «Золотая заря». В дальнейшем развитии Таро ключевую роль сыграл неформальный лидер лондонской ветви «Золотой зари» Артур Уэйт. Он критиковал попытки де Жебелена, Эттейлла и Леви привязать Таро к историческим событиям и предлагал сосредоточиться на символизме самих карт, в котором без всяких египетских божеств сокрыта та самая Тайная Традиция, которую всегда искали оккультисты. В 1911 году он вместе с художницей Памелой Смит создал ту самую знаменитую колоду Таро, которая сегодня считается классической. Смит и Уэйт разработали глубокомысленные символические иллюстрации для каждой карты, в том числе для младших арканов. При этом в большинстве случаев картинки устроены так, что легко указывают на значение карты, не требуя дополнительных пояснений.
Именно вклад Смит и Уйэта изменил развитие карт Таро. Следы их вмешательства мы можем наблюдать и по сей день.