Зачисление этнических башкир в сословие ясачных татар было довольно массовым явлением в башкирских волостях, расположенных в долине рек Ик и Мензеля (притоки Камы).
«Ицкие волости» наиболее сильно пострадали в ходе подавления башкирского восстания 1735–1740 гг. Множество башкир вотчинного права и были зачислены в ясачные татары. Восстановиться в правах помогало знание родословной, так как именно родословные-шежере были юридическим основанием вотчинного права.
Приведем один пример, когда шежере было основанием для восстановления в правах:
В 1798 г. Житель Иманова (Кутусаз) Тимеркей Юсупов в 1798 г. обратился к властям с прошением о переводе его «из ясачного (татарского) состояния в башкирцы», аргументировав свою просьбу нижеприводимыми моментами.
«Я происхождения рода башкирского. Мензелинская нижняя расправа производила следствие, по которому я справедливо башкирского рода, ибо прапращер мой Байрямгузя, пращер Аккузя, прадед Исяк и Кушай есть настоящия башкирцы, но дед мой Уразман и отец Есуп, как я остался малолетным, какими путями попались в ясашной оклад мне уже неизвестен, отца же моего Есупа брат родной Абиш Уразманов состоит и поныне з детми своими как и в родословной значится в башкирцах, а я в подушном окладе, то в сем слусае о выключке меня из оклада хотя и входила Мензелинская нижняя расправа своим представлением в Казенную палату, а также сообщало в губернское правление, но палата неизвестно для чего сей мне выключки не делает, но как я природной башкирец, то ваше сиятельство как вы ходатаи у престола ... монарха повелите вечно мне и в будущем по мне звание носить природное башкирское, а не ясашное и потому меня з детми из подушного оклада выключить, ибо я уже по всем выведенным обстоятельствам найден башкирцем, что и в родословной довольно видно, а потому ж доказательством служит, что я имею во владении своем землю по грамоте во 7104 (-5508) году или 1596 г., прапращеру моему Байрамгузе жалованную, о чем учините резолюцию».
Об этом было доложено Правительствующему Сенату, но в деле нет окончательного решения.
К прошению приложена его родословная.
Вот она: автор челобитья ясачный Тимеркай Юсупов (его сыновья: Фахритдин, Сайфитдин, Зайнулла, Габидулла, Рахметулла, Фаткулла, Сейфулла, Файзулла); отец ясачный Юсуп Уразманов; дед ясачный Уразман Кушаев (его сын башкир Абиш Уразманов (его сыновья: башкиры Салимьян, Реим, Рафик); прадед башкир Кушай Исяков (его первый сын башкир Ишей (его сыновья: Шикманай - его Баик - его Салим), второй сын Ишея - Токтамыш (его - Иткиня, Сююндюк (его Супханкул и Аиткул); прапрадед башкир Исяк Аккузин (его сын Тугай, его - Иман (может быть, он имеет непосредственное отношение к названию деревни) - сын Имана - Аит (его сыновья: Габдулзалил, Аиткул), прапрапрадед башкир Аккузя Байрамгузин, прапрапрапрадед башкир Байрамгузя.
Башкирские названия родства до 7 колена: ул - ата (й) - ейэн - бу-лэр - тыуар - тыуа ят - ете ят.
Большое социальное значение родословной - шежере для башкир заключалось в установлении родства при поземельных спорах, в данном случае в восстановлении правды об этническом происхождении истца, а также при заключении брачного союза - никаха, когда он запрещался до 7 колена, с представителем последнего он разрешался, поскольку ете ят - в переводе 7-е поколение - чужое, не кровнородственник.
По родословной истца выходит, что по неизвестным ему причинам отец и дед, т. е. 3 колена вместе с Тимеркаем, кроме 4-х колен, оказались в ясачном окладе, а между тем в 1754 г. ясак был отменен в связи с введением государственной соляной монополии, когда бывшие ясачники в обязательном порядке покупали казенную соль.
Прошение истца содержит важное сведение о жалованной грамоте башкирам Сарайли-Минской волости, одной из самых ранних (за 1596 г.).