Найти тему
В школе и дома

Жертва и агрессор (на примере фильма «Золушка» 1947 года)

На шестой минуте фильма мы видим девушку (подразумевается, что ей лет 17), которая тащит корзину, явно слишком тяжелую для нее. Она случайно слышит о том, что король приглашает отца и ее на бал. Но отец (очень мерзкий персонаж, но его уже сто раз обсуждали, поэтому повторяться не буду) заявляет, что она слишком мала, чтобы быть на балу. То есть она достаточно взрослая, чтобы тягать корзины, но слишком мала, чтобы идти на бал. Железная логика.

Золушка тоже чувствует какую-то засаду. Поэтому она плачет, и далее следует горький монолог, смысл которого сводится к следующему. Самые близкие для нее – это предметы: сковородки, кочерга. Несправедливо, что матушка и сестры будут на балу танцевать с принцем, а о Золушке он не слышал. Ей очень обидно, что в ней куча талантов, но об этом никто не знает. И дальше ключевая фраза, которая очень свойственна мышлению жертвы:

— Мне хочется, чтобы люди заметили, какая я необыкновенная, но заметили сами, без хлопот с моей стороны.

-2

Жертва считает себя особенной. Она заслуживает большего, потому что много терпит. Но она не будет ничего менять в своей жизни, люди сами должны осознать, какой человек рядом, и отблагодарить его. «Ведь это очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь!»

И нет, это не скромность. Это как раз гордыня, которая говорит: 1) я лучше вас; 2) но я ни о чем не прошу; 3) вам должно стать стыдно за то, что вы меня не цените, поэтому вы дадите мне все самое лучшее, чтобы искупить вину. И что любопытно, Золушка сама об этом говорит: «Я ужасно гордая!»

Именно из этого посыла рождается первый конфликт. Никому не будет приятно жить рядом с человеком, который всячески подчеркивает, насколько он прекрасен, насколько ты ничтожен. Жертва манипулирует другими чувством вины.

Как бы поступила здоровая личность? Я сейчас не о Золушке, конечно. Здоровая личность говорит: у меня есть достоинства и есть недостатки, так же как и у других людей. У каждого свои проблемы и мечты. Если я хочу изменить свою жизнь, не стоит сидеть и ждать, что кто-то сделает это за тебя. Если нужна помощь, надо о ней попросить.

То есть здоровая личность не противопоставляет свою святость прочим грешным людям. И не боится говорить о том, что ее не устраивает. Но при этом понимает, что умение договариваться – это важнейший навык жизни среди людей. Золотая середина: не молчать и не требовать, а договариваться.

И вот на сцене появляется абьюзер. Весь вред, который она причиняет Золушке, выворачивается наизнанку.

-3

Постоянное вербальное насилие преподносится как забота. Мачеха кричит о том, что девушка неблагодарна. На каком основании? Она счастлива! Она танцует! А это запрещено. Ты жертва, ты должна страдать.

Здесь тоже манипулирование чувством вины, плюс лишение базовых потребностей: отдыха, чувства принятия, даже мечты. Явно человек получает удовольствие, если перед ним запуганный, плачущий ребенок. Но при этом все это представляется воспитанием. Самое ужасное, что можно представить.

Далее следует физическое насилие: Золушку грубо швыряют. Начинается «публичная порка», беспочвенные придирки. Что делает жертва? Она оправдывается. Смотреть на это больно, в первую очередь потому, что понимаешь, насколько это бессмысленно.

-4

Никому не нужны оправдания, потому что цель всех этих манипуляций довести до слез, почувствовать власть, поэтому все оправдания будут отвергнуты и опять поставлены в вину. Посмотрите, как швыряет сестра отглаженный воротничок. Ей он не нужен, ей нужно задавить жертву, чтобы не смела радоваться.

Сейчас, когда я уже стала большая и умная, перестала играть роль жертвы, я бы не оправдывалась. Я бы сказала:

— Почему ты разговариваешь со мной в таком тоне?

— Да, я танцевала. Имею право.

— Тебя что-то не устраивает? Давай это обсудим.

Абьюзер со мной бы долго не выдержал.

Педсостав репетиторского центра "Логос"
Педсостав репетиторского центра "Логос"

Собственно, поэтому я не замужем. ))))