Наверное, первое что вам приходит в голову при слове печка - это источник тепла. Тут не поспоришь, для этого печь и нужна. Считается также, что хорошо сложенная печь это залог уюта. Она не только греет, но и красиво оформляет помещение, в котором находится, как с точки зрения внешнего вида, так и функционально. В печи готовят (по крайней мере, в некоторых), на печи любят лежать старики, дети и кошки. Сегодня речь пойдёт ещё об одной функции печей. Эстетической. То ли следуя европейской (в первую очередь, голландской) традиции, то ли развивая самостоятельные, существовавшие и ранее, а может и то, и другое сразу. Только начиная примерно со второй половины XVII века появилось в России интереснейшее культурное явление – расписные печи.
Конечно, это не Рубенс с Леонардо и даже не Брюллов с Айвазовским, но, тем не менее, это тоже часть художественной жизни эпохи. Всю вторую половину XVII, весь XVIII и даже, я думаю, первую часть XIX века (в провинциальных городах) это «малое искусство» жило параллельно с «большим», составляя вместе обширную панораму. Искусство ведь живёт не только в монарших дворцах и больших музеях. Оно находит себе пристанище и в жилищах поскромнее, и даже в крестьянских избах.
Кроме того, это не просто «малое художество», эти «напечные росписи» своеобразная энциклопедия представлений тогдашней публики попроще (но не обязательно бедной) об окружающем мире во всём его многообразии. Даже о женщинах Бразилии, например!
Географию с этнографией изучать можно
К сожалению, большинство туристов видят в этих расписных печах только часть интерьера. У нас вообще нет привычки разглядывать детали (особенно у организованных туристических групп). Такая печь - это, как правило, двухцветный (кобальтово-белый или бело-коричневый) угол в интерьере, а её росписи — это просто ковёр из узоров. Я когда-то и сам относился к данному художественному явлению именно так, пока один раз не притормозил и не посмотрел вдруг на то, что там, на плитках. Оказалось – целый мир, населённый реальными и вымышленными существами.
С тех пор я часто и надолго замираю возле каждой такой печки. Вожусь с фотоаппаратом, нервирую своих спутников, вынужденных ждать, организованные туристические группы и музейных бабушек, беспокоящихся при встрече с нестандартным поведением.
Размещённые здесь фотографии сделаны в городе Суздале, что не означает отсутствия подобного великолепия в иных местах – в Меньшиковском дворце, в Коломенском, в отделе народного искусства Русского музея и др. Когда-нибудь дойдут руки до полной разборки архивов, вот тогда и будет более репрезентативная по географии подборка.
Смотрите, какие чудо-рожки у этого парнокопытного
Конечно, существенное влияние на подобные росписи оказал русский лубок. Лично я главную особенность этого жанра вижу в полном отсутствии канона, в свободе творческой фантазии, в отсутствии сковывающих рамок.
Где увидел художник вот этого «Дикого» зайца в крапинку?
Призываю вас не торопиться, даже если впереди ещё много объектов и туристический автобус нервно сигналит, замрите ненадолго, рассмотрите этот мир. Вы не найдёте там больших шедевров, но увидите много интересного.