Найти в Дзене
Виктор Новосельцев

Религии мира — системный взгляд: иудаизм

В узком смысле под иудаизмом понимается религия, возникшая среди евреев на рубеже I-II тысячелетий до н.э. В широком смысле иудаизм — это комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев как нации.
Прародителем евреев и основателем их религии считается Авраам.
Пророк Авраам. Фреска Андрея Рублева
Родился он в шумерском городе Ур в

В узком смысле под иудаизмом понимается религия, возникшая среди евреев на рубеже I-II тысячелетий до н.э. В широком смысле иудаизм — это комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев как нации.

Прародителем евреев и основателем их религии считается Авраам.

Пророк Авраам. Фреска Андрея Рублева
Пророк Авраам. Фреска Андрея Рублева

Родился он в шумерском городе Ур в 1812 году до н. э. Скончался Авраам в возрасте 175 лет и был погребён рядом со своей женой Саррой в пещере Махпела в Хевроне.

Склеп в Хевроне, в котором похоронены еврейские праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия
Склеп в Хевроне, в котором похоронены еврейские праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия

Кстати сказать, многие и не без основания считают, что корни христианства и ислама так же восходят к Аврааму. Поэтому иудаизм, христианство и ислам часто называют авраамическими религиями.

У Авраама был внук Иаков — сын Исаака, нареченный Богом Израилем, у которого было 12 сыновей, от которых пошли двенадцать колен (ветвей), образовавших еврейский народ.

-3

На обетованной земле каждое из 12-ти колен получило свой надел. Колено Левия (левиты) — колено священников — как правило, считалось отдельно, и левиты проживали во всех наделах. Десять колен Израильских (за исключением колен Иуды и Левия) в XIII веке до н. э. были угнаны в Ассирию и рассеяны среди народов. Тайна расселения этих колен и сегодня не дает покоя многим исследователям, которые в разных уголках мира пытаются найти их следы.

Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди двенадцати колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. Все это обусловило привилегированное положение иудеев: термин «иудей» часто используется как эквивалентный слову «еврей».

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части — Ветхого Завета. Вначале II тыс. до н.э. евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины верили в различных богов и духов, в существование души, которая материализуется в крови. В каждой общине был свой главный бог. В одной из общин таким богом был Яхве. Постепенно культ Яхве выходит на первое место.

Новый этап в становлении иудаизма связан с именем Моисея. Это легендарная личность, однако, нет причин отрицать и возможности реального существования подобного реформатора. Согласно Библии Моисей вывел евреев из египетского рабства и ему был передан Завет Бога: не поклоняться другим богам; не упоминать имени Бога напрасно; соблюдать день субботний, в который нельзя работать: почитать отца и мать своих; не убивать; не красть; не прелюбодействовать; не произносить ложного свидетельства; не желать ничего того, что есть у ближнего твоего. Эти заповеди в последствии перешли и в христианство.

Почему евреи не приняли христианство? На то есть множество причин, но главная причина заключается в том, что они не хотели потерять свою идентичность в сонме народов, населявших землю Ханаанскую. Они помнили и свято блюли заветы своих Пророков о том, что только чистота и единство веры спасет народ Израиля от забвения. Более того, они отказались от воинствующей религиозности и навязывания другим народам своих религиозных воззрений. Это был трудный выбор, но история подтвердила его правоту. Прошли века, канули в лета множество государств и народов, а род иудейский, скрепленный своей Верой, пройдя через множество невзгод и лишений, живет и процветает поныне. Пример воистину уникальный!

Центральная идея иудаизма — богоизбранность евреев. Бог один, и он выделил один народ — евреев, чтобы помогать им и передавать свою волю через пророков. Символом этой избранности является обряд обрезания, совершающийся над всеми младенцами мужского пола на восьмой день их жизни.

Иудеем считается каждый человек, рождённый от еврейской матери или исповедующий иудаизм в соответствии с религиозным правом. Бог по вероучению иудаизма не имеет образной формы, любые изображения Бога, а также изображения людей в иудаизме запрещены.

Священное писание евреев известно как Танах. В него входят Тора или Пятикнижие, авторство которого приписывается пророку Моисею, Нэвиим (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера, Кэтувим (Писания) — 13 книг разнообразных религиозных жанров.

Работа по составлению канонизированного варианта Священного Писания на иврите была завершена в III-II вв. до н.э. После завоевания Палестины Александром Македонским евреи расселились по разным странам Восточного Средиземноморья. Это привело к тому, что большая их часть не знала иврита. Служители культа предприняли перевод Танаха на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта в течение 70 дней и получил название «Септуагинта».

Приверженцы иудаизма считают, что одним из основных атрибутов Всевышнего является закономерность причинно-следственного развития. В соответствии с этим атрибутом реализовывается Божественный замысел. А инструментом этой реализации, является душа человека. Для этого, Всевышний наградил её свойством, называемым — иври, сутью которого является способность к развитию. И дал ещё, носителям этого свойства, инструкцию, как развиваться, что бы прийти к такому состоянию, когда душа сможет выполнить свою функцию на все сто процентов. Инструкция эта называется — Тора.

Тора
Тора

Но суть Торы не только в том, что она инструкция, она ещё является носителем особого света — совершенствования души, который евреи и должны донести до всех народов мира.

Поражение евреев в борьбе с римлянами привело к тому, что во II веке н.э. началась массовая депортация евреев из Палестины и существенно расширилась зона их расселения. Начался период диаспоры. В это время руководство еврейскими общинами переходит к священникам, толкователям Закона, которых в вавилонской общине называли раввинами (великими). Вскоре сформировался иерархический институт руководства еврейскими общинами — раввинат. В конце II — начале III веков н.э. на основе объединения многочисленных комментариев к Торе составляется Талмуд (Учение), который стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев диаспоры.

Талмуд
Талмуд

В современном виде Талмуд включает Мишну — толкования Торы и Гемару — толкования Мишны. Правовые положения составляют Галаху, сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки — Аггаду (Агаду). Некоторое представление об исключительно глубоком содержании положений Талмуда дают следующие цитаты:

Когда твой враг колеблется, не радуйся, и когда он споткнулся, не разрешай своему сердцу веселиться.

Не верь тому, кто говорит: «я старался, и не нашел.

Лучше всю жизнь зваться глупцом, чем хотя бы на час оказаться злодеем в глазах Всевышнего.

У праведников всех народов есть доля в грядущем мире.

Кастрюля, за которую отвечают двое, не нагреется и не остынет.

Спросили ученики у раби Нехонии: «чем продлил ты дни свои?» Ответил им: «никогда в жизни я не возвышался за счёт унижения другого».

Преступные мысли тяжелее самого преступления.

Если ты выучил много Торы — не хвались, ибо для этого ты и создан.

Не объединяйся со злодеем даже ради соблюдения заповедей.

Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.

Мир держится заслугами тех, кто по скромности своей ведут себя так, как будто их и нет.

Даже если острый меч лег на твою шею, не отчаивайся, ибо сказано: «Вот Он убивает меня — на Него надеюсь...».

Именно грешник привлекает к земле бедствия, но первой жертвой оказывается праведник.

Раби Элиэзер сказал: «Раскайтесь хотя бы за день до смерти». Тогда ученики спросили его: «Разве человек знает, в какой день он умрет?». Он ответил: «Пусть он раскается сегодня, ведь может быть, он умрет завтра.

Никто не может свидетельствовать о себе.

Закон государства — закон.

Всё, что делается Небесами, — к добру.

Злословие убивает троих: того, кто говорит, того, кто верит говорящему, и того, о ком говорится.

Из двух пререкающихся прав тот, кто умолкает первым.

Той же меркой, какой меряет человек, измеряют и его самого.

Жаль того, у кого двора нет, а он поставил ворота во двор!

Трое принимают участие в создании человека: отец, мать и Всевышний.

Молчание полезно мудрецу, и тем более — глупцу.

Кто мудр? Тот, кто предвидит последствия.

В эпоху Средневековья получают распространение идеи как рационалистического толкования Торы, так и мистического. Наиболее выдающимся законоучителем последнего направления считается раби Шимон Бар-Йохай. Ему приписывают авторство книги «Зоар» (ивр. «Сияние»)— главного теоретического пособия последователей Каббалы.

Каббала — мистическое философское учение иудейского происхождения. Целью Каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять свое предназначение в материальном и духовных мирах. Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода. Согласно Каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор, пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. Когда — посредством обучения Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Такое состояние называется «Гмар Тикун» — конечное исправление. Достижение этого состояния и есть цель Каббалы. С точки зрения Каббалы причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является несоответствие законам мироздания.

Святой город иудеев — Иерусалим, в котором находится Храмовая гора, она же гора Мория, где царь Соломон построил Иерусалимский Храм. В иудаизме это место считается самым святым на земле — «воротами Небес», где Бог устанавливает связь с людьми. Точкой наибольшего сосредоточения святости Храмовой горы является краеугольный камень Мироздания — Эвен а-Штия, с которого начиналось Сотворение мира. После постройки Храма на краеугольном камне был помещен Ковчег Завета, в котором хранились два каменных блока с высеченными на них десятью заповедями, полученными Моисеем на Синае при заключении союза со Всевышним. Краеугольный камень в наши дни находится внутри золотого «Купола над скалой», возведенного мусульманами.

Говорят, что еще в эпоху пророков, как только стали известны пророчества о близком уничтожении врагами Храма, Ковчег Завета был сокрыт в скале под Храмом (где хранится поныне).

С запада Храмовая гора была в свое время укреплена стеной, сохранившийся фрагмент которой сегодня известен под названием «Стена Плача».

Стена плача. Современный вид
Стена плача. Современный вид

В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Значение этой стены для евреев, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Арабы же, видя, что евреи приходят к стене, молятся Всевышнему и плачут, прозвали её «Стеной Плача».

После воссоединения Иерусалима в 1967 году сложились и получили широкое распространение традиции, связанные с этой стеной. Здесь мальчики, достигшие 13-летнего возраста, впервые вызываются к чтению Торы, приносят присягу новобранцы боевых частей Армии Обороны Израиля, проводятся торжественные церемонии в День независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима. Миллионы паломников и туристов со всего мира ежегодно прибывают в Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Плача и оставить записку между камней стены с просьбой к Всевышнему.

Еврейский дом молитвы называется синагога (от греческого слова synagoge — собрание). Синагоги всегда играли важную роль в жизни евреев. С ранних времен они были не только местом молитвы, но и центрами религиозной и общественной жизни. Сегодня многие крупнейшие синагоги функционируют как культурные, образовательные и благотворительные центры. При многих синагогах существуют религиозные школы для детей.

Старо-новая синагога в Праге
Старо-новая синагога в Праге

Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть скромное здание или даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное здание в любом архитектурном стиле. Непременные детали интерьера: помост и ковчег со свитками Торы. Другими традиционными деталями интерьера являются вечный огонь, изображение скрижалей завета (оба элемента располагаются над ковчегом) и два светильника.

В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины молятся отдельно. Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает своих должностных лиц: раввина — духовного главу общины; хаззана или кантора — лица, руководящего молитвой; чтеца — лица, читающего свитки священных книг; и шаммаса — человека, который присматривает за зданием и выполняет хозяйственную работу; габая — лица, решающего административные и финансовые вопросы синагоги.

В настоящее время последователи иудаизма расселены по всему миру и по своей этнической принадлежности почти все являются евреями. По разным статистическим данным общее количество евреев в мире колеблется от 17 до 18 млн. человек. Из них 4,6 млн. проживают в Израиле и более 1 млн. на территории бывшего СССР. Организованные общины последователей иудаизма существуют в более чем 80 странах мира. Миссионерство среди нееврейского населения в иудаизме не практикуется, но вступление иноверцев в иудейскую общину допускается, хотя и достаточно затруднено. Принимающие иудаизм неевреи (герим) после прохождения обряда обращения считаются евреями. Кроме того, существует целый ряд этнических групп, которые исповедуют иудаизм, но в то же время осознают в той или иной степени свою отличность от евреев. Ими являются самаритяне и караимы, а также иудейские секты в Африке (Эфиопия, Замбия, Либерия), в Индии, Китае, Бирме, США и в других странах. В России в конце ХVIII в. среди крестьян центральных губерний возникли иудейские секты субботников и геров, немногочисленные последователи которых сохранились до сих пор.

Символ иудаизма — шестиконечная звезда Давида, образованная двумя щитами-треугольниками, и знаменующая исполнение пророчеств о пришествии Мессии из дома Давидова.

Звезда Давида - символ иудаизма
Звезда Давида - символ иудаизма

Шестиконечную звезду в иудаизме трактуют также как символ единства двенадцати колен (племен) Израиля. В идеологии сионизма она, прежде всего, означает цель собирания вместе всех евреев, сплочение их в единое государство у горы Сион. В наше время звезда Давида стала центральным элементом государственного флага Израиля.

Другим символом иудаизма является минора — семисвечник.

Минора - семисвечник
Минора - семисвечник

Минора упоминается в Библии и олицетворяет Свет, который Всевышний несет евреям и всему миру через учение Моисея: «Душа человека — светильник Господень». Долгое время учёные сомневались в том, что описание миноры принадлежит эпохе, не ранее V или IV веков до н. э. Однако, с тех пор как в Каппадокии были найдены ассирийские печати с изображением светильника с семью разветвлениями, древнее происхождение миноры не оспаривается. В наше время минора стала не только символом иудаизма, но и основным элементом государственного герба Израиля.

Герб Израиля
Герб Израиля

Интерес представляют еврейские религиозные праздники. Их особенностью является то, что они отмечаются по лунному календарю. Первое место среди праздников занимает Пасха. Сначала Пасха была связана с сельскохозяйственными работами. Позднее она стала праздником в честь исхода евреев из Египта, освобождения их из рабства. Праздник шебуот или Пятидесятница справляется на 50-й день после второго дня пасхи в честь Закона, который Моисей получил от Бога на горе Синай. Пурим — праздник спасения евреев от полного уничтожения во время вавилонского плена. Существует множество других праздников, которые почитаются до настоящего времени евреями, живущими в разных странах. Еженедельным праздничным днем является Шаббат (Суббота) — день отдыха, наступление которого отмечается зажжением свечей, особым благословением и праздничной трапезой после восхождения первых трёх звёзд каждую пятницу вечером. В Субботу возбраняется всякая работа, передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Субботу принято посвящать молитвам и чтению Священного писания.

Подводя итог, отметим еще раз, что иудаизм как религия — важнейший элемент, как мировой, так и еврейской цивилизации. Благодаря осознанию своей религиозной избранности и особого предназначения еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национальную и политическую идентичность.

Продолжение следует ...

-11