Есть одна из версий происхождения слова "чуваш". Его выводят от тюркского "сювась" - что означает жертвоприносители.
Раньше территория Чувашии была густа покрыта лесами, которые стали домом и укрытием чувашам бежавшим из Булгарии. В лесах они основали свои небольшие поселения и еще много веков оставались незамеченными для больших народов. Так они если не избегли, то оттянули христианизацию, которая шла не только добрым словом но и огнём и мечом.
Живя в лесах, в единении с природой, у чуваш сформировалось уникальное мировоззрение. Вера в верховного бога Тура совмещалась с анимизмом, обожествлением природы. Можно сказать, что древние чуваши верили в природу. Их мир населяли многочисленные духи леса, неба, но особенно почитались духи воды.
Например в чувашских сказаниях присутствует не только водяной, но и мать и отец воды, водное чудовище и водный бог. А все водоемы населяли швыри - водные духи. И угодить им было не так-то просто. Кого то следовало задобрить, кому - то помолиться,не легко все запомнить. Отсюда взялась огромная обрядовая часть, которая к сегодняшним дням почти забывается.
Чувашские обряды
Из-за уединённого существования и поздней христианизации, чуваши выработали свой способ взаимодействия с миром. Они не были в прямом смысле колдунами, это была их жизнь и традиции - но другие люди, такие действия могли принять за колдовство.
Вот, например чувашский обряд - аналог крещения ребенка.
Служители чувашского культа - Йомзи, разбивал два яйца над головой ребенка, после чего отрывал петуху голову и выбрасывал за порог. Затем держа ребенка над пламенем, кидал в огонь соль и читал заговоры. После такого ребёнок был защищен духами.
После сбора урожая была традиция жертвоприношения быка. Быка закалывали в специальном месте, где должно быть 2 составляющих. Вода и Дуб. На это сходилась посмотреть вся деревня.
Или вот обряд лечения младенца. Малыша просто сажали на лопату и отправляли в печь, приговаривая, какой он будет румяный. Сперва ненадолго, затем все дольше и дольше. Кстати, с научной точки зрения здесь все логично, это вполне могло помогать.
Также например, была жертва Хур чỹкĕ, когда в полнолуние приносили в жертву гуся. Жертвоприношений у чуваш было довольно много на все случаи жизни. и не всегда это были животные, иногда приносили в жертву кашу или кисель. Не удивительно , что со стороны подобные обряды казались колдовскими ритуалами.
До сих пор в чувашских деревнях многие обряды тщательно выполняются, а старые люди весьма суеверны. Так, например, когда у моего друга в деревни внезапно погибли все свиньи, абсолютно никто в деревне не сомневался что на него навели порчу. Это до сих пор процветает в глубинке.
В последние годы появились так называемые чувашские неоязычники, которые стараются восстановить и сохранить чувашские верования, традиции и обряды.
Ведь с первого взгляда кажется, что чувашская мифология плохо сохранилась, но это вовсе не так, просто много лет этим никто не интересовался. А материала действительно очень много, если хотите можно поговорить об этом еще.
Спасибо за внимание.