Монастыри должны встречать и обустраивать не только паломников, но и бомжей, нищих и нищих духом, у которых не хватит силы воли, удержать себя от пьянства и пороков. Они нравственно ослабели, опустились, обленились. Если не поддержать их, они потонут в житейском море или в тюрьме. Нищие служат для испытания нашей христианской веры. Монастыри - острова любви, а монахи – воины Христовы в борьбе со злом. Бог нас призывает к чистоте и святости, а потому в молитве должны мы поднимать чистые руки, без гнева и сомнения. Очистим себя, говорит апостол, от всякой скверны плоти и духа и совершим святую молитву Богу. Некоторые монастыри были и остаются истинными островками мира и любви среди передряг житейскою моря. Люди не только находили телесное успокоение в гостеприимстве братии, но и душевную отраду. Это главная цель каждого монастыря. Если враг твой голоден - накорми его, если жаждет - напои его. Побеждай зло добром. (Римл. XII,20). Если монах будет мало есть — приучит себя к воздержанию, а частыми и низкими поклонами — к смирению. А смирение и воздержание - это две стороны лестницы, ведущей на небо. Слова Христа «И всякий, кто оставит дом…, отца и мать… ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную».
Для чего вся эта монастырская жизнь? Собралась кучка людей, копают, строят, хлопочут, ссорятся, мирятся. А все как-то не так! Не видно цели всех этих дел. Трудятся много, но нет горячего увлечения делом. К чему все это? В монастыре, как в миру, повторяются те же картины - люди везде люди. Так же ссорятся, завидуют, тщеславные. Но есть и разница. В миру, как ни делиться, все равно правильно разделиться не может. Сколько зависти, злости, вражды из-за разделения богатств. В монастырях должен царить один закон – любви: возлюби ближнего своего, как себя самого. Тогда между монашеской братией будет мир, потому что монахам делиться не надо. В миру хотят жить по разуму, по науке, а монахи должны жить по сердцу, по любви. В монастырях встречаются те же зависть, ссоры и злоба. Оттого же, отчего и в миру. Духовные враги общие, для всех людей. Если брат вдруг по непонятной причине сердится, ведь вы знаете, что его искушает враг Христов. Разве можно ненавидеть этого брата. За него нужно молиться, чтобы Господь отогнал от него нечистого духа. Можно обидеться на духовного «врага», но на брата сердиться нельзя, его нужно продолжать любить. Это как ухаживать за больным человеком. Ведь вы любите его, а негодуете только на его болезнь и стараетесь её изгнать. Чем бы вы ни занимались и что бы ни делали, всегда найдутся причины для недовольства и огорчения. Поэтому нужно оставаться на том месте, где терпится. Живите и терпите, сколько можете, Братия защищается от нападок врага терпением. «Терпением спасают душу». Ничто так не смиряет человека, как разбитые его мечты, желания, надежды. И ничто так не помогает с полным доверием отдаться всемогущему Богу, как лишения земного счастья. И только личный опыт имеет в этом случае своё значение. Евангельские слова: «Как хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если вас обидели, значит, вы раньше, точно также обидели другого человека. Как аукнется, так и откликнется. Необходимо обратиться к Богу: Господи! Прости меня, за то, что я обидел человека! Все болезни, которые приходят к нам, за преступления наши. По грехам нашим надо испытать большое горе, но Господь милостив, возлагает только то, что под силу нам. Нужно радоваться и благодарить Господа, когда плачешь от огорчения. Трудно отрешиться от соблазнов мира. Мы хотим получить побольше разных прав земных, поэтому требования и обиды. Вы идёте по улице и вас толкнули. Явное оскорбление! Если вы обиделись, значит, вы от мира сего, а не монах. Истинный монах только уклонится от зла, и не будет в ответ оскорблять или пользоваться своими земными правами. Например, сдать обидчика в милицию. У монаха небесное отечество, а там нет прав. Там только любовь. Что по праву, то уже не по любви. Когда сумеют отказаться от своих земных прав, тогда поймут, почему Писание говорит: «Всегда радуйтесь, за все благодарите». Украшая монаха ангельским чином, навеки он связывает себя обетами целомудрия и воздержания. И должен выдержать трудное иноческое житие, отказаться от всех вредных привычек. Курящий человек служит дьяволу. Если бы от курения был ущерб только телу, то это ещё ничего, но от курения ущерб душе, сердцу и разуму. Курение - бесовское изобретение, на погибель душ человеческих. В храмах возносят дым кадильный, когда монахи непрестанно содержат в устах молитву Иисуса, а кадильный дым возносит молитву к Богу. Молитва в устах- это духовное курение Богу, а сигарета в устах - это курение бесам. Главное в монашестве, что монахи отказываются от своей воли, отвергают себя и смиряются со всем.
Враг Христов пал через свою гордыню, а монахи поднимают себя через смирение. Унижающий себя, возвышен будет. Монахи – избранники Божьи, святые. Всегда были обличены в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение, а более всего в любовь, по заповеди Христовой, отказавшись от всей сладости мирской жизни, отойдя от суеты мирской жизни, всецело предаются молитве и послушанию. Монахи молятся, чтоб Господь сохранил от соблазнов и ересей и утвердил в истинной вере и в послушании. Монастырь представляет из себя живой организм, крепко скованный послушанием младших, старшим. Все подчинены игумену. Игумен поощряет послушание, как залог строгой монастырской жизни. Ничто так не наказывается, как непослушание. Послушание вместе с целомудрием и нестяжанием составляют три главных монашеских обета. Монахи смирением, молитвой и постом, очищают свой ум и сердце от лукавства, отвергнув себя, подчиняют свою волю опытному в духовной жизни старцу.
Монастырь — это школа послушания. У каждого человека бывают такие дни, когда хочется уйти из сутолоки городской жизни и уединиться в глубине нетронутой природы или в далёком глухом монастыре, чтобы пожить и отдохнуть от мирской жизни паломником, а кто-то становится послушником. Важно, что он принёс в монастырь? Израненную душу, кожу да кости? Дороже всего, когда человек в полноте сил своих отказывается от плотских вожделений. В этом подвига нет, если ты поневоле целомудрен, а если здоров и полон сил, то приходится бояться падения. Но Господь поддержит. А если и случится грех, то и падение Господь обратит во благо. Очень часто в монастыре люди гордятся своей чистотой. Это страшный грех! А падения смиряют человека. Как гордость, есть величайший грех, грех дьявола, так смирение есть высшая добродетель у христианина. Лучше быть смиренным грешником, чем гордым праведником, а монахам, прежде всего, нужно заботиться о смирении. Монах не должен бояться искушений и падений. С Божьей помощью восстанешь, покаешься, омоешь себя слезами. Если свято живёт монах, тут-то и наваждение, и ПРЕЛЕСТЬ бесовская, а если плохо живёшь - то зачем врагу его соблазнять? Монах не от мира сего. Но Бог милостив! И если у монаха будут кончаться силы бороться с дьяволом, Бог всегда вовремя пошлёт Ангела-Хранителя. Начинающие иноки горячо берутся за правила и весь монастырский устав. Они не допускают никакой слабости ни себе, ни другим. И если замечают недостатки в монахах, то впадают в грех осуждения. Господь монахам крепость даёт великую, что никакие блудные помыслы не идут на ум. Словно все в монахе перегорело или отмыто великим наводнением. Если решил привиться к Церкви Божьей, так уж и будь достойным сыном Божьим. В Писании сказано: «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». Часто спрашивают - какой дух явился к вам? Добрый или злой? Иногда трудно разобраться, откуда идёт информация, от Бога или от лукавого. Чаще всего приходится судить по последствиям, как Господь говорит: «По плодам узнаете их». Слово МОНАХ означает «не погребённый мертвец». Ангельский чин на Земле. Постриг в Великую Схиму – Высший ангельский чин на Земле.
При постриге монах на себя берет три обета: 1) обет послушания; 2) обет безбрачия; 3) обет нестяжания.
ЦЕРКОВЬ означает объединение христиан, живущих на Земле или Храм Божий. Прежде чем выбрать для себя Церковь, обратите внимание на её окраску и по цвету стен сможете определить, в честь кого она воздвигнута. Голубой или синий цвет Храма посвящён Богородице. Церковь с элементами красного цвета воздвигнута в честь Великомученика. Церковь с элементами окраски зелёного цвета воздвигнута в честь Святого. Войдя в Храм обратите внимание на цвет лампадок перед иконами и по цвету определите, что за икона перед вами. Синяя или голубая - перед иконой Богородицы. Красная - перед иконой Великомученика. Зелёная - перед иконой Святого. То же самое по цвету покрова на Раке красного или зелёного цвета. В Храме над Царскими вратами располагается икона “Тайная вечеря», говорит о том, что в этом Храме совершается Таинство Святого причастия. Мужчина, прежде чем зайти в незнакомый ему Храм, должен выяснить, не проводятся ли в нём службы по Экзорцизмe. Если мужчина хоть один раз присутствовал на службе по отчитыванию одержимых, он уже никогда не сможет быть священником. Когда вы входите в Храм и видите в нем священника, не бегите к нему, сложив руки для благословения, это не этично, хотя в книге о православном церковном этикете Игумен Аристарх (Лоханов) пишет: Просите благословения у всех, встречающихся вам на пути священников и даже когда священ-ник без облачения находится на улице, в транспорте или в магазине» - это не верно. Сначала походите по Храмам и почувствуйте, какой Храм подходит к вашей душе, а затем душой выберете себе священника, который будет у Вас принимать исповедь и в дальнейшем станет вашим духовником. Духовника себе нужно выбирать на всю жизнь, чтобы он своими советами и наставлениями вёл Вас по истинному пути, а благословение Вы получаете у священника на выполнение определённого действия, учёбы, конкретной работы и т. д. Не коллекционируйте благословения, вы его получаете через священника от Бога, а Его не беспокоят всуе.