Спустя полчаса Игорь Петрович, явившись после принятия душа в халате и тапочках, был бодр и полон оптимизма. Он неожиданно обнаружил у себя присутствие острого аппетита и, с удовольствием поглощая под водочку пельмени, сваренные подсуетившимся племянником, слушал рассказ гостя о его житье-бытье.
«Как всё-таки сильно стал похож на брата Ивана, ладный парень вырос…» – думал хозяин квартиры, одобрительно поглядывая на возмужавшую фигуру своего воспитанника.
Андрей, зная дядин характер, терпеливо ждал вопросов: ведь не зря же тот пригласил приехать, посоветоваться о чём-то важном. И вот, когда в процессе трапезы и беседы пельмени на столе стали заканчиваться, Игорь Петрович задал Андрею вопрос. Правда, совсем обычный:
- Ты недавно звонил, что у тебя скоро турпутёвка за рубеж по Скандинавии?..
- Да, дядя! И не только Скандинавии… Круиз на теплоходе по северу Европы: Германия, Дания тоже… Отход через неделю. Хочется посмотреть цивилизованную Европу своими глазами…
- Вот! – громко сказал дядя. Сказал, как припечатал.
«Всё такой же дядя: строгий, жёсткий, не любит, когда ему перечат…» –
Андрей, по опыту ещё детских лет, знал, что говорить далее не резон. Теперь требуется одно: нужно внимательно слушать.
- Андрюша, внимай! Буду краток: мне нужна твоя помощь…
- Дядя Игорь! Я всё сделаю, ты только скажи! – от захлестнувших эмоций, от возможности помочь уважаемому дяде, заменившему ему отца, Андрей даже вскочил с места. – Что-нибудь нужно привезти?..
- Послушай… Я думаю, ты знаешь о массовом расстреле в одной из северных стран несколько лет назад?
- Да, что-то слышал… Показывали в «Новостях».
- Тогда пойдём, покажу кое-что…
Они прошли в большую комнату. Дядя усадил племянника в удобное кресло у журнального столика, с лежащим на нём ноутбуком и компьютерными дисками.
- Вот, пожалуйста, посмотри это… – Игорь Петрович, вставив диск в ноутбук, быстро нашёл нужный файл. С экрана на Андрея смотрела красивая молодая девушка с роскошными распущенными волосами, с милой и доброй улыбкой.
- Кто эта красавица? – Андрей с удовольствием вглядывался в приятное лицо с большими мечтательными глазами.
- Это единственная дочь моих вчерашних гостей, но этой девочки уже нет в живых…
- Она… умерла?.. – с нескрываемым сожалением спросил Андрей, не понимая, как такое могло случиться с жизнерадостной и здоровой на вид девушкой. Может, дядя ошибся?..
- Нет, Андрюша, её убили…
- Как? За что?! У кого могла подняться рука на такую красоту?
- Убийца-фанатик: он хладнокровно застрелил её… И не только её, ещё почти сотню вот из этих молодых ребят на отдыхе, – на экране замелькали многочисленные лица юношей и девушек, радостных и счастливых, беззаботно отдыхающих на летней природе.
- Он, наверное, ненормальный… Психически больной?
- Я тоже поначалу думал, что это человек с психическим расстройством, маньяк… А вот нет! Экспертиза признала его абсолютно вменяемым! Этот отморозок набрался нацистских лозунгов и возомнил себя новым Гитлером. Виновен в терроризме и массовых убийствах, которые произвёл, якобы, по идейным соображениям, с целью очищения расы.
Теперь он сидит в тюрьме. Получил по приговору суда высшую меру... По закону той страны она составляет всего двадцать один год заключения! И это за массовый расстрел безоружных подростков и за кровавый террористический акт! Просто кощунство перед погибшими!
Дядя очень разволновался, тяжело дышал. Андрей молчал, ожидая продолжения повествования. И, отдышавшись, Игорь Петрович продолжил рассказывать.
- Ведь в среднем, по такой шкале определения наказания, цена одной человеческой жизни составляет всего чуть больше трёх месяцев тюрьмы! В этой стране альтруизм в почёте! Я всегда был законопослушным гражданином, уважающим законы как своего, так и любого другого государства… Но здесь я разделяю скорбь родителей погибших детей и солидарен со многими из них: за такие злодеяния убийца не должен жить!
Андрей внимательно смотрел на экран с весёлой мажорной молодёжью. Даже немного им позавидовал: ни одного мрачного лица, умеют же организовать отдых за рубежом. Всюду радостные улыбки, смех, стопроцентное удовольствие...
Ничего, он тоже там скоро будет! Пусть ненадолго, но окунётся в этот беззаботный отдыхающий зарубежный мир в качестве иностранного туриста со всеми вытекающими привилегиями…
«Но что такое?!.» – Андрей смотрел и не верил своим глазам: последняя видеозапись никак не вписывалась в убаюкивающую картину безмятежного времяпровождения весёлых молодых людей…
На это было страшно смотреть! Та же живописная природа лесистого северного островка, та же синяя вода озера, то же ясное голубое небо и даже люди те же…
Но нет! Это уже не они, живые и жизнерадостные, а их мёртвые окровавленные тела неподвижно лежат в неестественных позах там, где их настигла смерть: на тропинках и под деревьями, между валунами и на берегу, у самой воды и в воде…
Полицейские и санитары уводят и уносят раненых юношей и девушек; по всей территории лагеря в беспорядке разбросаны вещи, одежда, обувь… И везде: кровь, кровь, много крови…
Запись на диске закончилась. Дядя с племянником, потрясённые ужасной картиной массового убийства, некоторое время сидели молча. Потом, как по команде, встали и вернулись на кухню.
- Мир сходит с ума… Я должен сделать то, на что не может решиться холёная цивилизованная Европа: восстановить справедливость! Варг – не человек, он бешеный зверь, которого нужно уничтожить! – Игорь Петрович тяжело дышал, глаза гневно сверкали, вены на висках вздулись, на лбу выступили капли пота.
Он взял со стола очередной стакан с водкой и залпом осушил его. Племянник растерянно, с тревогой следил за родственником, не зная, как поступить, чем отвлечь его от болезненной темы.
«Так вот в чём причина дядиной депрессии… – Андрей вспомнил, что прозвучавшее имя он уже слышал в самом начале встречи. – Но разве я могу здесь помочь?..»
Между тем, Игорь Петрович, несколько раз глубоко вдохнув, взял себя в руки и уже относительно спокойно продолжил повествовать о жизни убийцы в заключении:
- Вчерашние гости рассказывали… У него теперь трёхкомнатная одиночная камера: спальня, рабочий кабинет и комната с тренажёрами. Имеется телевизор, ноутбук. В тюрьме большая библиотека, хороший спортзал. Медицина бесплатная, в том числе и стоматология.
За проживание и питание он, естественно, тоже не платит. Даже наоборот: ему доплачивают по восемь евро ежедневно, чтобы организм массового убийцы и террориста мог получить дополнительно витамины в виде свежих овощей и фруктов, которые продаются в тюремном магазине…
- Неужели?! – изумился Андрей. – У нас в стране и для нормальных-то людей нет таких условий, а тут кровавый преступник…
- Ешё рассказывали, что узник называет условия его содержания садистскими. Он постоянно жалуется на негуманное отношение сотрудников тюрьмы, на отсутствие увлажнителя воздуха в камере. На холодный кофе, на недостаточное количество масла на бутербродах. На отсутствие общения в одиночке, на плохой вид из окна…
- Он что, с другой планеты?..
- К сожалению, с нашей… И уже подал заявление для заочной учёбы в институте – по законам той страны его просьбу могут удовлетворить… Но не верю я этому волку!.. Это – нелюдь, это – враг! И, какой бы овцой не прикидывался, после содеянного злодейства он уже никогда не станет человеком! – Дядя сделал паузу, задумался.
– Гуманные законы… Ещё вопрос: кого наказали? Этого отморозка, который живёт в комфортных условиях, ни о чём не заботясь, на полном государственном иждивении и может даже позволить себе раз в месяц заказать в камеру девушку по вызову… Или суд наказал сотни родственников убитых и раненых им людей, налоги которых также уходят в госбюджет, то есть, в том числе и на содержание этого же убийцы, убийцы их родных?!
В душе Андрея всё клокотало, перед глазами так и стояла картина кровавого злодеяния на острове…
Дядя внимательно посмотрел на Андрея:
- Вижу, что трагедия вызвала у тебя аналогичные эмоции… Впрочем, как и у всех порядочных людей. Понимаю, что невозможно забыть эту картину массового убийства, но… Попробуй не думать пока об этом! Необходимо иметь трезвую голову, чтобы во время своего заграничного путешествия ты не проявлял бы даже малейшего интереса к этому трагическому событию… По крайней мере, внешне.
- Я хочу помочь родственникам погибших, а для этого прошу выполнить моё небольшое поручение… – Игорь Петрович словно читал мысли племянника. – Просьба эта весьма деликатного свойства…
Дядя протянул племяннику листок бумаги.
- Вот адрес! Когда будешь в этой стране, позвони по номеру телефона... Сейчас ничего не записывай и не забивай в мобильник. Позвонишь там, на месте – из таксофона! Только читай и запоминай: знаю, память у тебя всегда была отличная. Передашь от Петровича, то есть от меня, привет по-английски… Это – как пароль! Возможно, тебе привезут мой заказ. Конечно, если он готов – всего пару листков бумаги… Но для меня они очень важны.
Игорь Петрович, подождав, пока Андрей закончит чтение, забрал записку и попросил повторить текст, с чем удивлённый племянник справился с первой попытки.
- Молодец! Всё верно! – дядя был доволен. Однако он на этом не остановился и ещё долго инструктировал своего родственника, как вести себя за рубежом…
На другой день Андрею было нужно возвращаться обратно. Перед расставанием Игорь Петрович ещё раз проэкзаменовал племянника на предмет запоминания вчерашнего текста и, удовлетворённый результатом, спросил:
- Думаешь, чудит на старости лет дядя, в шпионов играет, да? – будто опять прочитал мысли смутившегося гостя. – Я же в «оборонке» работал, случалось общаться и с работниками спецслужб… Уверен, что такое ЧП на острове не может не отложить отпечаток на деятельность их зарубежных коллег. Поэтому, будь осторожен, береги себя!
Он с чувством пожал Андрею на прощание руку, крепко обнял.
- Как вернёшься, сразу звони! А ещё лучше – приезжай сам!
Андрей быстро ехал по городским улицам с редкими авто по причине раннего утра. В предрассветной тишине, нарушаемой лишь шуршанием шин и еле слышным рокотом мотора, он обдумывал события последних суток. Поглощённый своими мыслями, он даже забыл включить привычное уху любого водителя «Авторадио».
«Так, подведём итоги поездки: дядя, похоже, решил расправиться с массовым убийцей самостоятельно… И каким же образом? Бомбу не пошлёшь – чересчур примитивно! И нет гарантии, что сработает в нужное время и в нужном месте, избирательно покарав только убийцу и пощадив невиновных… Да и вычислить её могут ещё в процессе отправления… Нет, на такую авантюру Игорь Петрович никак не пойдёт. А как тогда?» – Андрей пытался понять дядин замысел.
«Беспилотник… Подкоп… Отравленная еда… Внедрение своего человека в тюремную обслугу… Подкуп адвоката… Изменение законодательства страны с вводом смертной казни за особо тяжкие преступления…»
Все пришедшие в голову Андрея фантастические версии предполагаемого развития события были настолько нереальны, что он сам их отверг, как несерьёзные. Не будет ими заниматься Игорь Петрович!
«Но какой-то план у него всё же есть, иначе не дал бы мне такое странное, секретное поручение…» – сделал вывод Андрей и, выехав на загородную трассу, включил круиз-контроль автомобиля и музыку, чтобы длинную поездку сделать максимально комфортной.