Найти тему

Три составляющих хорошей фотографии

Статья будет для кого-то болезненной. Если вы девочка-фотограф с завышенным ЧСВ в принципе дальше можно не читать. Ну а для остальных продолжаю. Опять же, сразу уточню, что все ниже описанное, это мое личное мнение, основанное на моем же многолетнем опыте. Итак, у хорошей фотографии есть три компонента. Первое это конечно же объект. Им может быть что угодно: море, гора, ветка, цветок, котик, человек… Второе это то, чем мы собственно первое запечатлеваем: фотоаппарат, камера, спичечный коробок с негативом. Но в любом случае, фотограф без какого-то аппарата для съемки - не фотограф. Ну и третье, конечно же сам фотограф, тот, кто служит посредником или прослойкой между первым и вторым. Отсутствие любой из этих трех составляющих, приводит к отсутствию фотографии. По крайней мере пока.

отсканированное фото из личного архива
отсканированное фото из личного архива

Соответственно если все три компонента хороши, то и снимок на выходе отличный, если какой-то один компонент подкачал, то в принципе ситуацию могут спасти два оставшихся. Ну а если хотя бы два из трех плохие, то скорее всего ничего путного не выйдет.

отсканированное фото из личного архива. -25
отсканированное фото из личного архива. -25

Если посмотреть на историю фотографии, то можно увидеть, как значимость всех этих трех компонентов постоянно менялась. Например еще каких-то лет 30 назад очень важным был вклад фотографа. Профессиональных моделей у нас в стране практически не было. Техника тоже была в принципе кучей железа, которую просто нажатием пальчика нормальный снимок сделать не заставишь. Надо взвести кадр, выставить выдержку, подогнать диафрагму, навестись на резкость и т.д. Без всего этого получишь размазанное темное или светлое нечто. По факту даже хорошую модель, нормальным для того времени фотоаппаратом без фотографа снять было нереально. Фотограф был по сути мозг всего этого. В голове необходимо было держать кучу цифр, ситуаций и т.д. Интернета под рукой, подсмотреть например схемы освещения естественно не было. И вообще фотограф тогда это бы не только человек искусства, а еще и технарь. Причем технарь наверное даже в большей степени. Мало было увидеть кадр, еще надо было суметь его снять, а потом еще все это проявить и напечатать.

отсканированное фото из личного архива
отсканированное фото из личного архива

Сейчас же, я лично с прискорбием наблюдаю тенденцию, когда большую часть функций фотографа на себя взял фотоаппарат. Причем именно ту функцию, которая отвечала за мышление, память и т.д. Кроме этого пропала необходимость возиться с реактивами, что-то считать, вымерять при печати. Надобность думать отпала. По большому счету фотограф сейчас это приложение к фотоаппарату, нужное лишь для того, чтобы нажатием пальчика активировать весь производственный процесс, который в фотографе больше не нуждается. Причем я думаю скоро и этого будет не надо. Тем более, что уже сейчас камеры активируются и без фотографа, просто поймав сенсором улыбку.

Модели сейчас уже тоже не чета прежним. Девочки с детства привыкают крутиться перед зеркалом, делают селфи, смотрят видео со знаменитостями и подражают им, ходят на танцы и гимнастику. Да и в целом поколение гораздо более раскрепощенное. И вот получается, что по факту, две составляющих хорошего кадра усилились, практически вобрав в себя функции третьей. Казалось бы, у фотографа должно быть куча свободных сил, мозгов, времени. Но почему-то шедевров фотографии больше не стало. Смотришь на старые фотографии признанных мастеров и видишь работу фотографа, его мысль, идею, правильно выстроенный кадр… Смотришь на нынешние фото и видишь, красивую модель и отличное качество техника для съемки. А, ну при этом еще обычно стоит какая-то девочка или мальчик фотограф, который почему-то считает, что это его заслуга и теперь он не только признанный мэтр фотографии, а еще и гуру для тех кто таковыми еще не стал.

Собственно это проблема не только фотографии, а вообще любого искусства и дела, инструментарий которого становится простым и понятным даже для среднего ума обывателя. Просто посмотрите, вот так же психология, в основе ее стояли серьезные умы, которые с ноля пытались построить теории. Все это были кстати мужчины. Но как только теории были построены и упрощены, до уровня тестов и блоков, тут же началось массовое паломничество всех и вся в психологи. Там теперь не надо думать. Там есть готовые конструкции. Сейчас уже женщин психологов больше чем мужчин. Хотя разрабатывать теории это по прежнему в основном остается уделом сильной половины человечества. И я это говорю не потому, что имею какое-то предубеждение против девочек-фотографов. Просто факт в том, что женщина по природе своей гораздо лучше обживает, то, что уже есть, тогда как для мужчины важно быть первооткрывателем. Поэтому если в каком-то деле начинается засилье девочек, ну или просто средних обывателей (мальчики сейчас уже от девочек мало отличаются) значит там уже все упростилось донельзя и искусства там уже нет…

Такие вот мысли получаются. Хотелось бы узнать ваше мнение на это счет. Согласны с моей позицией или есть желание поспорить.