Работа с цветом - вещь достаточно сложная. Помимо знания необходимой теории, свой отпечаток накладывает и художественный материал, с которым предстоит работать, так как у каждого из них есть свои подводные камни и тонкости.
Обычно, на самом первом занятии по живописи принято рассказывать о теории цвета и круге Иттена.
Смысл круга Иттена сводится к тому, что существует три базовых (основных) цвета, которые нельзя получить из других цветов, но из которых можно смешать всю палитру. Это синий, желтый и красный цвета.
Из этих трех базовых цветов можно получить три дополнительных цвета: зеленый (синий + желтый), оранжевый (желтый + красный) и фиолетовый (красный + синий).
Все остальные цвета - это градации круговой шкалы, находящиеся между основным и дополнительным цветом.
Стоит отметить, что все цвета, кроме синего и оранжевого, могут быть как теплого, так и холодного оттенка.
О том, почему синий и оранжевый цвета обделены в этом плане, можно прочитать в моей статье "Цвет света - какой он?".
Но, к сожалению, модель круга Иттена при всей своей простоте не совсем точна. И лично я сразу предупреждаю об этом своих учеников.
Но почему так?
Дело в том, что для точности работы данной модели подойдет далеко не каждый красный и синий (с желтым проблем особых нет, можно взять любой, главное, чтобы он был теплого оттенка). Если мы возьмем синий цвет и смешаем его с красным, то в большинстве случаев замес получится не фиолетовый, как представлено на модели, а... коричневый. И эту проблему решает другая цветовая модель, которая называется CMYK.
Данная цветовая модель используется в полиграфии, и в ней учтены огрехи так называемой "художественной цветовой модели". Конечно, сравнивать краски и полиграфию не нужно. Достаточно взглянуть на нее и понять, что для достижения точности в круге Иттена художнику нужно взять теплый красный и светло-синий цвета. Именно в таком случае дополнительные цвета будут соответствовать данной модели круга.
Чтобы сразу перейти к практической части занятий по живописи, я не томлю учеников и сразу говорю, какие цвета нужно использовать, чтобы действительно получить полный спектр из трех цветов. Это кадмий желтый, краплак красный (темный) и ультрамарин. Данные цвета универсальны для всех типов красок, а в графике (цветной карандаш, пастель) к ним можно найти аналоги.
Правда, редко когда художники пользуются лишь этими тремя цветами. Потому что несмотря на то, что в теории из них можно получить полный спектр оттенков палитры, на деле работа получается весьма скудной.
Но вот в обучении поработать с ограниченной палитрой - весьма важно, работа с ней заставляет ученика уважать цвет, и он начинает лучше чувствовать оттенки, так как если сразу дать волю в плане количества цветов, то в большинстве случаев начинается какой-то сюрреализм.
Когда училась уже в институте, нам дали задание: сделать ряд аналитических копий в ограниченной палитре с полотен малых голландцев. Их должно было быть как минимум две (один натюрморт и один бытовой жанр) + каждая из них должна быть представлена в трех видах (черно-белая копия, цветная аналитическая копия и черно-белый рисунок этой же сцены с другого ракурса, который нужно было придумать самому). Ниже представлены две галереи (одна с натюрмортами и одна с бытовыми картинами), в которых я показываю, как можно работать с ограниченной палитрой, используя разные сочетания цветов.
А вы работали когда-нибудь с ограниченной палитрой?
С вами был канал Каморка художника!
Остались вопросы или появились новые? Пишите в комментариях.