С начала прошлого столетия традиции празднования Рождества Христова в нашем городе сменились на корню. В начале 20 века сами священники бывало напивались так, что на свет появился специальный указ, коим дебоширов полагалось штрафовать, стегать плетьми и даже отлучать от церкви. В 30-е годы политически активные горожане объявили Рождество легендой, выдуманной для того, чтобы «надеть ярмо рабочему на шею» и «ударить революцию крестом по голове». Сегодня – слава Богу – никто не впадает в крайности.
В старину Рождество в захудалом Царицыне, многие жители которого специально бежали от пригляда государства на окраину, встречали довольно бурно.
В 1717 году назначенный руководителем Царицынского духовного приказа протопоп Воскресенской соборной церкви Кондрат Иларионов обратился с челобитной в астраханское архиепископство, в которой извещал, что на Пасху, Рождество и Богоявление царицане время «проводили в бесовских сонмищах, творили по дьявольской прелести со смехотворением кощунства, между себя нарядясь, водили бесовую кобылку. В таких позорищах многие впадали в блуд».
Конечно, это было, скорее всего, не проявлением языческих обычаев древней Руси, а просто элементом народной праздничной культуры. Особую скорбь священника вызывало то, что к мирянам присоединялись молодые попы, дьяки, монахи Троицкого монастыря. В некоторых церквах жертвенники в этот период днями оставались пустыми.
Кондрат получил полномочия провести правёж среди священнослужителей, а также наказ из 24 пунктов, как увещевать людей. В нём говорилось:
«Попам и дьякам, а также монахам в кабак не ходить и до великого пьянства не упиваться, и пьяным по улицам не валяться. А в кабаках кто будет пойман и приведен будет, и на него за первый привод изымать пению 6 алтын и 4 деньги, за другой привод по 1 рублю, за третий привод 2 рубля 4 алтына и 2 деньги». За год священник в Царицыне получал 8 рублей — понятно, что штраф, превышающий четверть годового жалованья, был весьма ощутимым. Но и это наказание не было последним. Далее в документе говорилось: «А если то не поможет, то сажать на цепь и по вине бить плетьми, а будет такое продолжаться, высылать их в цепях в Астрахань для правёжа, где будет учинен жестокий наказ вплоть до отлучения от церкви».
Но времена и нравы постепенно становятся все более цивилизованными, да и Церкви удалось привести ко Христу основную часть населения нашего края и оторвать их от языческих обычаев. Практически все горожане на праздник Рождества приходили помолиться в храм. А на встречу к ним в дома верующих шли после службы священнослужители. С юга от Скорбященского храма на одноимённой площади в дни Рождества устраивались балаганы и качели. На Рождество Общество трезвости во имя святителя и чудотворца Николая собирало семейные чайные вечера с чтением и пением хора, давало благотворительные концерты. Для детей из бедных семей купцы устраивали благотворительные рождественские приемы, на которые многие приходили и по нескольку раз. Тогда, после традиционного хоровода, было принято украшать елки сладостями и конфетами в ярких обертках и отдавать их малышам на «разграбление». После чего елку снова наряжали орехами, фруктами, пряниками и прочими вкусностями. Стеклянные игрушки тогда стоили дорого, и их было очень мало.
Особенно славились своими рождественскими вечерами представления в особняке известного царицынского купца Александра Репникова, где обязательно устраивался так называемый вертеп – сказочное представление с использованием кукол, изображающих Святое семейство, библейского царя Ирода и волхвов, пришедших поклониться в пещеру к родившемуся Спасителю мира.
С приходом коммунистов к власти отношение к новогодним праздникам резко изменилось. В 1926 году на партийной конференции в г. Туле коммунисты решили заменить христианский праздник Рождества Христова на комсомольское рождество. Тогда вышла специальная брошюра «Комсомольское Рождество» со сценариями праздника, где фигуры ангелов были заменены красными звездами.
В нашем городе вечером 6 января 1923 года ряженая молодежь, также решив дать бой религии, направилась из клубов к Свято-Духову монастырю. Отсюда они с факелами, оркестрами, звездами пошли к действующим храмам, разыгрывая карнавал «Выезд богов» и показывая пантомиму «Освобождение истины» возле них.
В сталинградских газетах также появлялись статьи против православных праздников. Так в 1930 году в статье «Пасху на свалку» рабочие завода «Красный Октябрь» предложили работать на Пасху. А в 1938 году в Сталинградском книжном издательстве даже вышла книга «Весенние и летние религиозные праздники. Их сущность и вред». И только позже советские функционеры решили оставить елку в покое.
За что же коммунисты так ополчились на Деда Мороза? А за то, что прообразом всех Дедов Морозов являлся святой Николай Чудотворец, принадлежавший своим рождением ещё к III веку от Р.Х. и ставший в младых летах епископом города Мира в Ликии (юго-запад Малой Азии). История приписывает ему чудесное спасение бедняков, оказавшихся в безвыходной ситуации, заступничество перед Богом за невинно осужденных, спасение путешествующих и утопающих, больных и школяров. Святой умирает 6 декабря 310 или 312 года, и мощи его оказываются разбросаны по всему свету. Часть сейчас хранится в храме, называемом у турков «Баба Ноэль Килизе» («Церковь Деда Мороза»), а один палец в 11 веке был привезён итальянскими купцами в г. Бари. Фигура этого святого быстро становится популярной в Европе, а вскоре и в Америке среди первых переселенцев. В декабре 1822 года ещё до написания Гансом Христианом Андерсеном «Снежной королевы» американский профессор Клемент Кларк Мур создаёт поэму «Приход святого Николая». Так, что получается, мы сейчас празднуем 180 лет литературной версии Деда Мороза, любящей подбрасывать бедным кошельки через камины, а детям набивать чулки сладостями.