Найти в Дзене
Milla Berillo

Быть дизайнером одежды в России. Часть 3. Красота спасет мир.

Показ собственной коллекции - главное очарование для дизайнеров всея Руси. В далеком 2005-ом я случайно включила фэшн тиви и впервые увидела на экране гордо шагающих моделей по подиуму в прекрасной одежде. А на тот момент я училась в выпускном классе и готовилась пойти учиться на архитектора вопреки моему детскому желанию стать модельером. Во мне вдруг что-то всклокотало. Я почувствовала острое желание увидеть одежду, произведенную и созданную мной, на том самом подиуме, который так красочно рисовался с экрана телевизора. И поскольку таких будоражащих ощущений у меня не возникало при взгляде на величественные здания и постройки, я решила дернуть за поводья и развернуть своих лошадей назад.

Первое личное знакомство с неделей моды у меня произошло в 2013 году. Это была презентация коллекции на Aurora Fashion Week. Во время перфоманса табличка с логотипом моей марки на задней стенке вдруг начала падать. Волонтеры успели ее прихватить руками сверху из-за перегородки бэкстейджа. Перфоманс моей коллекции длился час. Ровно столько же красовалось лого с руками бедолаг-волонтеров, его держащими. Это было "мега концептуально". Жаль, что меня не предупредили о таком сюрпризе, я бы сделала дизайнерские перчатки по такому случаю.

Тем не менее, получилось все живо и интересно, на мой взгляд я произвела феерическое впечатление. Вторую свою коллекцию я ориентировалась показать уже на их подиуме. И никак не ожидала, что после того, как я эффектно показала первую коллекцию мне начнут рассказывать о том, что расписание составлено и меня туда увы "не втиснуть". Тогда я обратилась лично к главному организатору с просьбой найти место для меня под софитами «Авроры». В итоге, в расписании подиумной программы появилось мое имя.

И был показ. Моя коллекция на подиуме!

На тот момент я очень переживала, что зал будет пустым, потому что в Питере и года нет, знакомств мало. Помню, как ходила по бутикам и магазинам, ездила и писала в редакции, пыталась сдружиться с блогерами, которых на тот момент было не так много. Половина игнорировали, четверть вежливо отвечали отказом. В итоге на показе зал был полным, благодаря репутации самой Недели. Но большую часть составляли юные школьницы и студенты, которые пришли себя показать и засветиться на тусовке. Представьте, на всех моих пригласительных (а их было в районе 300) были указаны страницы в социальных сетях, после показа количество подписок увеличилось максимум на 5 человек. Это подтверждает заинтересованность гостей в самом факте тусовки, а что на подиуме для них неважно. Но следует отметить огромный плюс в виде многочисленных публикаций в разных изданиях, с которыми сотрудничала Aurora Fashion Week.

Перед началом очередного сезона харизматичный организатор AFW лихо собрал всех участников-дизайнеров и произнес душевную речь о том, как важно для дизайнера участвовать в каждом сезоне, а не один раз. После этого все дизайнеры пошли копить деньги на показы... да вот незадача. Aurora Fashion Week исчезла...

Но в плане постоянного участия - несомненная правда. Результат участия в Неделях Моды имеет накопительный характер. В продвинутой Европе показ новой коллекции для бренда - необходимое условие для нормального функционирования в рамках индустрии моды и часть работы. В нашей России-матушке для дизайнера или марки одежды показ - это праздник, на который долго копил и вот наконец. Поэтому превращается все это дело в спектакль и шоу, где можно собрать всех своих родственников и друзей. Отдохнуть, послушать много лестных комплиментов в свой адрес и собрать цветы от поклонников. Поэтому многие останавливаются на одном разе. Экономический интерес и участие в показе стоят по разные стороны баррикад. Нельзя рассчитывать, как это делают многие молодые дизайнеры, на схему "пришел - увидел - победил", а точнее "продемонстрировал раз коллекцию на подиуме - о тебе все узнали - и скупили всё два." Показ новой коллекции - это прежде всего реклама, которая должна постоянно напоминать о существовании марки. Ждать финансовой отдачи не приходится, потому что реклама ее не дает, но способствует этому при долгосрочных условиях.

-2

Начался новый этап сотрудничества с официальной Санкт-Петербургской Неделей Моды. Работала с ними 6 лет, показав на их площадке 7 коллекций.

За первые три года узнаваемость марки повысилась, поскольку контингент гостей показов был солидный и зрелый. Появилось немало новых связей и собирать полный зал было уже не так сложно. Особый плюс был в партнерстве Санкт-Петербургской Недели с каналом Fashion One.

Последующие три года, когда мои требования и ожидания росли, я начала сталкиваться с ограничениями.

Что для меня показ новой коллекции? Это способ связаться с миром и поговорить с ним. Дизайном я занимаюсь не для того, что заполнить одну из ниш интертеймента. Создание нового продукта внедрилось в мою жизнь. В течение нескольких месяцев вынашиваются идея и методы ее выражения в одежде, изделия создаются словно картины. И показ для меня - квинтэссенция огромной работы и новых открытий, на базе которых я могу продавать интересные изделия.

Кстати, излюбленный вопрос непрофессионалов сферы моды: "Зачем показывать на подиуме то, что нельзя носить?" Показы - это прежде всего шоу. А какому зрителю интересно смотреть на базовые и простые вещи? На них приходят смотреть в магазин, чтобы купить, носить и радоваться. А на показы ходят за зрелищем, чтобы уйти и запомнить. А потом в мучениях выбора между двух изделий в мультибрендовом бутике, невзначай увидеть бирку одного из них и сказать: "Да это вроде известная марка, я где-то ее видел, возьму ее!". Это маркетинг и реклама. Среди огромного числа увиденного и предлагаемого, вы забудете про ту классную серую кофточку, удобную для работы. Если на европейских показах большую часть публики составляют будущие потребители или их представители в лице байеров, то в нашей "солянке", как на душевном квартирнике, в последнюю очередь думают о покупке чего-либо.

Я стараюсь балансировать на грани носибельного и идейного. Для развития коллекции и яркого выражения концепции необходимы сложные костюмы, на базе которых я уже разрабатываю линейку вполне себе "земных" изделий. Но в них все равно читается уникальный почерк, необходимый в условиях бешеной конкуренции. Он не смог бы появиться без того, про что гости показа с недоумением говорят: "И куда это надеть!?"

-3

Поскольку я познала реальность наших Недель Мод и модной индустрии в целом, я перестала требовать наличие байеров и серьезных представителей в первых рядах, огромного числа публикаций, мощных партнеров и других составляющих модного бизнеса. Но для себя я поняла: не создавать новую коллекцию я не могу, потому что это развивает меня как дизайнера и делает профессионалом, поэтому буду делать эффектные шоу, чтобы максимально выразить то, что хочу. Всё, что связано с подачей - выбор музыки, режиссура, привлечение дополнительного оборудования на сцене, организация подиума, подбор моделей и др. - стало для меня основополагающим при сотрудничестве с Санкт-Петербургской Неделей Моды. В чем я стала испытывать колоссальное напряжение последние годы работы с ними. Выбор моделей был ограничен и не все модельные агентства и свободные модели допускались, хоть мне и удавалось договариваться, на это уходили время и силы. С некоторыми выбранными аудио треками у художественного руководителя с тонкой музыкальной организацией возникал диссонанс. "Самая оснащенная площадка" проведения мероприятия могла ответить отказом на использование скамейки на сцене, которая была необходима для сценария. И самое главное - подиум. Скользкое покрытие, отклеивающиеся стыки и неровности, непонятная расцветка в результате на фотографиях дают негативный эффект. Хочется «вырезать» свою модель и поместить на другой фон. Показ Spring-Summer 2020 дался мне особенным "боем"…

Все рано или поздно заканчивается, вот и этап моего сотрудничества с Официальной Санкт-Петербургской Неделей Моды закончился. Мне очень жаль, что единственная на сегодня в городе серьезная и профессиональная команда в сфере организации модных показов не находит нужным сотрудничать с такими же серьезными и профессиональными дизайнерами, а останавливается на студентах и парочке громких имен.

Однако я не сдаюсь. У меня появляются новые идеи. Сейчас я думаю об инверсии стандартных модных показов. Если в классической его версии акцент идет на месте проведения, сборе гостей, увеличенном интересе к событию, тайне новых изделий до демонстрации; то в инверсии это акцент смещается на подготовку коллекции в виртуальной мастерской в режиме реального времени, где зритель может следить за рождением новых изделий. Но время и место проведения показа до последнего держится в секрете, и в результате за день мероприятия объявляется долгота и широта места и проводится прямая трансляция показа без гостей или со счастливцами, успевшими добраться до нужной геолокации. Сам показ организовывается "налетом", бюджетно и быстро. Самое затратное - качественная видео передача данных на онлайн-площадке. Пандемия 2020 года опередила меня и частично реализовала новый подход к показам.

Я научилась понимать, что в России никогда не было комфортных условий для производства. Страна с богатыми ресурсами создала теплицу для торговцев, теоретиков и их обслуживающего персонала. Выбирая путь разработчика продукта с его внедрением или художника со своим видением мира, нужно готовиться на полную отстраненность со стороны государства. Также я прекрасно понимаю, что никакие форумы моды, синдикаты и круглые столы не сделают индустрию полноценной до тех пор пока не закончатся «нефть и земли». Когда я училась в Лондоне, мой куратор охарактеризовал русскую моду как что-то пафосное и напоказ. Порой у меня возникает ощущение, что все происходит понарошку. Потому что ткани приходится заказывать импортные, оборудование импортное, коллекции новые изготавливаешь, ориентируясь не на сезонность и производство, а на скорую продажу. Соответствовать мировым стандартам нет никакого смысла. При этом появляется груда однотипных дизайнеров- "однодневок" для создания видимости, что дизайн в нашей стране есть. Появляются пиарщики со своими шаблонными стратегиями под все марки. Но прибыльного бизнеса в модной сфере на сегодняшний момент нет, если речь идет о продаже собственного дизайна и продукта, а не о "перепродаже". Для себя я вижу единственный путь существования своей марки - разработка не только уникального, удобного, желанного дизайна и продукта, но и уникальные методы продвижения и обязательное выражение своей позиции.

Сейчас для меня открылся новый путь. Я планирую новый показ. Встает много вопросов, много задач. И конечно, впереди усиленная работа и очередные вопросы, зачем я здесь и почему. Но это уже будет совсем другая история...