Современный мир очень динамичен, изменчив, достаточно непредсказуем, предоставляет множество возможностей, но вместе с тем предъявляет весьма противоречивые требования к человеку, что делает профессиональное самоопределение весьма непростой задачей.
Несмотря на стремление к независимости и обширную эрудицию в самых различных сферах, современные подростки все так же, как и их предшественники, находятся в «подвешенном состоянии», или ситуации неопределенности. Они не нуждаются в четком совете или плане действий. Им необходимо предоставить информацию, которая поможет сконцентрироваться и сделать свой осознанный выбор в плане личностного и профессионального самоопределения. Возможно, они более, чем предыдущие поколения готовы принимать этот выбор и нести ответственность за него, но им все еще необходима специализированная среда, созданная взрослыми.
Современным подросткам, как никогда, необходима помощь в том, чтобы разобраться в многообразии существующих профессий, научиться ориентироваться и гибко приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.
Для достижения этих целей особенно важным является проведение с подростками профориентационной работы.
В 2019 году мною была разработана и реализована в школе развивающая профориентационная программа для школьников 8-10-х классов, в программе приняли участие 90 подростков, занятия проводились в групповом интерактивном формате на базе образовательных комплексов г. Москвы.
Задача программы – помочь сориентироваться школьникам во всем многообразии сфер деятельности и направлений, исследовать свои мотивы и ценностные ориентиры, рассмотреть личностные особенности и персональные профессиональные цели, достижение которых возможно только с помощью конкретного профессионального выбора.
Программа включала в себя следующие этапы:
1. Поднятие темы профессионального выбора
2. Обсуждение мира профессий и знакомство с профессиональными направлениями
3. Исследование себя, своих способностей
4. Составление карты/маршрута проб
6. Углубление в заинтересовавшее профессиональное направление
7. Возможность пройти стажировку по выбранному направлению
В процессе выполнения пробы у учеников сформировалось целостное представления об определенной профессиональной деятельности или сферы, поскольку пробы призваны смоделировать реальные ситуации профессиональной деятельности и способствовать усилению осознанности профессионального выбора.
Программу сопровождало исследование, проводились тесты до и после программы, например тест "Оценка готовности старшеклассников к профессиональному выбору" и самоактуализационный тест САМОАЛ.
Результаты исследования показали, что профориентационная программа поспособствовала развитию готовности подростков к профессиональному выбору, повысилась потребность в познании, повысился общий уровень самоактуализации.
В феврале 2021 года я буду проводить марафон для подростков в он-лайн формате. Итогом программы будет перечень заинтересовавших подростка профессиональных направлений, понимание своих сильных сторон и готовность к выбору.