Найти в Дзене
Claims

“Щелкунчик” и авторское право – 9 удивительных юридических фактов о самой рождественской сказке

Щелкунчик – один из самых сказочных символов Нового года и Рождества. Однако мало кто знает, что он тесно связан с интеллектуальной собственностью, исключительными правами на танцевальные движения и другими удивительными юридическими фактами. Мы в CLAIMS любим хорошие интеллектуально-правовые истории, и Рождество 2021 - прекрасное время, чтобы собрать их воедино.

Изображение : Självporträtt av E.T.A. Hoffmann (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:E._T._A._Hoffmann#/media/File:Hoffmann,_ETA.jpg)
Изображение : Självporträtt av E.T.A. Hoffmann (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:E._T._A._Hoffmann#/media/File:Hoffmann,_ETA.jpg)

1. Автор сказки “Щелкунчик и Мышиный король” Эрнст Теодор Амадей Гофман был не только писателем-сказочником. Он был композитором, дирижёром, а также... юристом, судебным следователем и блестящем судьёй! Образование Гофман получил в Кёнигсберге (ныне Калининград) на юридическом факультете Кёнигсберского университета.

2. Несмотря на то что многие знают именно Гофмана как автора “Щелкунчика”, сама сказка известна большинству из нас благодаря перу Александра Дюма - автора “Трёх мушкетёров”, “Графа Монте-Кристо” и других приключенческих романов. А. Дюма создал свою “Историю Щелкунчика” в попытках спастись от детей, привязавших его к креслу, поэтому трудно винить его в поспешном заимствовании чужой истории. Однако факт остаётся фактом “История Щелкунчика” Александра Дюма является ни чем иным как переработкой оригинальной сказки Гофмана. При этом, хотя переработка была всего через 22 года после смерти Гофмана, в связи с тем, что сроки авторского права на тот момент были крайне коротки, оригинальная сказка уже стала общественным достоянием, и Дюма все сделал правильно. Дюма изменил акценты, сделал сказку оптимистичной. Именно после Дюма “Щелкунчик” – это сказка про всепобеждающее чувство любви, превращающее деревянного Щелкунчика в принца!

3. Третье перерождение “Щелкунчика” произойдёт спустя 48 лет в России. Видимо, предчувствуя это, сам Дюма прибыл в Санкт-Петербург в 1858 году. Его домом на некоторое время стала усадьба Кушелева-Безбородко прямо на берегу Невы (Свердловская набережая, 40). Кстати, напротив этого дома по другую сторону реки сейчас находится Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где рассматриваются основные споры в сфере интеллектуальной собственности.

Усадьба Кушелева-Безбородко сегодня выглядит так  (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Kushelevka,_Manor_of_the_Kushelev-Bezborodko_Family#/media/File:Saint_Petersburg._Manor_of_the_Kushelev-Bezborodko_Family_(Sverdlovskaya_Embankment,_40).jpg)
Усадьба Кушелева-Безбородко сегодня выглядит так (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Kushelevka,_Manor_of_the_Kushelev-Bezborodko_Family#/media/File:Saint_Petersburg._Manor_of_the_Kushelev-Bezborodko_Family_(Sverdlovskaya_Embankment,_40).jpg)

4. Ещё через 9 лет Александр Дюма оставит своё имя в истории права на личный облик. Вместе с Адой Айзекс Мекен, актрисой из Техаса, Дюма позировал для пикантных фотографий, которые затем были проданы фотографом без разрешения писателя. Обратившись в суд с иском о защите прав на личное изображение, Дюма выиграл дело и оказал существенное влияние на всю следующую европейскую историю защиты права на частную жизнь.

Александр Дюма и Ада Менкен (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Alexandre_Dumas_(p%C3%A8re)#/media/File:Alexandre_Dumas_p%C3%A8re_et_Ada_Menken_debout.png)
Александр Дюма и Ада Менкен (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Alexandre_Dumas_(p%C3%A8re)#/media/File:Alexandre_Dumas_p%C3%A8re_et_Ada_Menken_debout.png)

Отрывок из газеты Figaro с опубликованным решением по делу фотографий А. Дюма и А. Менкен
Отрывок из газеты Figaro с опубликованным решением по делу фотографий А. Дюма и А. Менкен

5. И да, Александр Дюма, как и Гофман, учился на юридическом факультете!

6. А ещё, между прочим, юридическое образование получил композитор Пётр Ильич Чайковский, положивший именно версию Дюма в основу своего всемирно известного балета “Щелкунчик”. Премьера состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Санкт-Петербурге в Мариинском театре. Сам Пётр Ильич прибыл на неё, скорее всего, из “Гранд-Отеля” (ул. Малая Морская, 18-20), где он тогда жил. Выйдя из дома, П. И. Чайковский увидел перед собой здание, где спустя около 125 лет встретились партнёры компании CLAIMS...

 На премьеру своего ”Щелкунчика” П. И. Чайковский направлялся, скорее всего, вдоль реки Мойки
На премьеру своего ”Щелкунчика” П. И. Чайковский направлялся, скорее всего, вдоль реки Мойки

7. Кстати, Чайковский тоже написал Щелкунчика не полностью сам. Он писал его на основе уже готового четкого хореографического плана балетмейстера Мариуса Петипа, где, говорят, был прописан четкий ритм и все основные сцены. Если бы в 19 веке история авторского права шла по другому пути, Мариус Петипа вполне мог бы претендовать на соавторство музыки Чайковского.

Милая карикатура на Мариуса Петипа. Авторы: Н. Г. Легат, С. Г. Легат (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Marius_Petipa#/media/File:Marius_Petipa_-1.JPG)
Милая карикатура на Мариуса Петипа. Авторы: Н. Г. Легат, С. Г. Легат (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Marius_Petipa#/media/File:Marius_Petipa_-1.JPG)

8. В мире балета “Щелкунчик” известен в постановке Джорджа Баланчина, который тоже родился в Петербурге, после 1917 года эмигрировал в США и популяризировал Щелкунчика там в качестве новогодней сказки. Кстати, говорят, Баланчин хотя и не был юристом, но был активным участником суда присяжных и заседал во множестве дел.

Говорят, первым делом с участием присяжного Дж. Баланчина было дело универмага Блумингдейлс. Автор фото: Ajay Suresh (с) CC BY 2.0
Говорят, первым делом с участием присяжного Дж. Баланчина было дело универмага Блумингдейлс. Автор фото: Ajay Suresh (с) CC BY 2.0

9. Самое интересное то, что именно “Щелкунчик” в постановке Баланчина ответил на самый, наверное, важный для балета вопрос - охраняются ли танцевальные движения авторским правом. Не так давно был нашумевший спор о правах на движения движения в игре “Fortnite”, но спор о наследии Баланчина намного опередил в этом плане компьютерные игры. В 1986 году cуд в Нью-Йорке признал, что даже отдельные движения танцоров балета “Щелкунчик” охраняются авторским правом, и не могут быть использованы без согласия автора постановки.

***

В 2021 году исполняется 245 лет со дня рождения Гофмана (1776), 205 лет публикации “Щелкунчика” (1816), 130 лет с момента начала работы П. И. Чайковского над музыкой к балету “Щелкунчик” (1891). В этом калейдоскопе юбилеев особенно приятно вспомнить историю Щелкунчика и встретить Рождество под любимые, с детства знакомые мелодии балета.

Кстати, эту юридическую сказку про Щелкунчика мы рассказали в нашем YouTube-канале в формате VR 360. Обязательно посмотрите, чтобы побывать вместе с нами на улицах зимнего Санкт-Петербурга, в зале Мариинского театра, а ещё прямо в нашем офисе, где вспоминаются забытые, но чертовски хорошие истории :)

Весёлого Рождества!

Автор: Игорь Невзоров

Редактор: Виктор Горский-Мочалов

Больше интересных историй о товарных знаках и интеллектуальной собственности в нашем телеграм-канале Games of Brands и группе в Facebook.