Вы придумали сюжет и вам кажется, что он необычный, новый и такого еще не было?
Ошибаетесь. На самом деле все давно придумали до вас. И мало того, что придумали, так еще и классифицировали, разобрали на схемы и озаглавили.
На самом деле существует несколько классификаций сюжетов. Например, аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес утверждал, что существует всего 4 основных сюжета: Осада, Возвращение, Поиск и Убийство Бога. Журналист Кристофер Букер выделяет 7 основных сюжетов: Из грязи в князи, Приключение, Туда и обратно, Комедия, Трагедия, Воскресение, Победа над чудовищем.
Однако исследователи отмечают, что в каждой из этих категория есть подкатегории, которые необходимо выделить в отдельный сюжет, и поэтому наиболее популярной считается классификация сюжетов по Жоржу Польти. Известный французский театровед и литератор Жорж Польти изучил порядка 1200 произведений от античных времен до современности и в итоге пришел к выводу, что любое произведение несет в себе характеристики одного из 36 сюжетов:
- Мольба
- Спасение
- Месть, преследующая преступление -
- Месть близкому за близкого
- Затравленный
- Внезапное несчастье
- Жертва кого-нибудь
- Бунт
- Отважная попытка
- Похищение
- Загадка
- Достижение
- Ненависть между близкими
- Соперничество между близкими
- Адюльтер, сопровождающийся убийством
- Безумие
- Фатальная неосторожность
- Невольное кровосмешение
- Невольное убийство близкого
- Самопожертвование во имя идеала
- Самопожертвование ради близких
- Жертвование всем ради страсти
- Жертва близким во имя долга
- Соперничество неравных
- Адюльтер
- Преступление любви
- Бесчестие любимого существа
- Любовь, встречающая препятствия
- Любовь к врагу
- Честолюбие
- Борьба против бога
- Безосновательная ревность
- Судебная ошибка
- Угрызения совести
- Вновь найденный
- Потеря близких
Как же тогда пишут новые книги, если все повторяется и дальше этих 36 сюжетов не уйти? А все дело в фабуле.
Фабула это фактическая сторона повествования, то есть события, факты, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в процессе творческой деятельности в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений
Если взять рассказы, допустим, Конан Дойля о Шерлоке Холмсе, то все они написаны по одной схеме - преступление-раследование-разоблачение. Но в каждом из них, кроме Холмса, Ватсона, миссис Хатсон и инспектора Лестрейда разные персонажи, разные обстоятельства, разная мотивация преступников и частенько разные географические названия. То есть, пользуясь одной схемой, автор меняет фабулу и вуаля - получает совершенно иной рассказ. Вот и вы спокойно берете готовую схему и помещаете в нее своих персонажей, свою географию и вообще все то свое, что вам удастся выдумать. В итоге вы получите собственное оригинальное произведение.