Найти в Дзене
lynichgrachrr

"Toyota AE86" - королева дрифта из 80-ых

При упоминании слова «Дрифт» в памяти любого фаната автоспорта мгновенно всплывут три-четыре автомобиля, которые «сделали» этот вид спорта. И номером один из них по праву можно считать модель Toyota Corolla Levin / Sprinter Trueno в кузове AE86. Этот лёгкий и юркий «зверёк» был дешёвым, но в умелых руках умел куда больше более дорогих автомобилей. В чём же секрет легендарной «восемьдесят шестой», которая в 1983 году ехала боком как ни один другой японский автомобиль? Особенно — в руках Кейичи Тсучии (Keiichi Tsuchiya), тогда ещё японского стритрейсера, а ныне — «Короля дрифта». Начало восьмидесятых, страна Восходящего солнца. Японские автопроизводители наперегонки переводят свои младшие линейки на модный и современный передний привод, но конструкторы компании Toyota немного «опоздали» последовать такой тенденции. Так на свет появилась Corolla в кузове AE86. Энтузиасты быстро раскусили, какую бомбу компания Toyota выбросила на рынок — это была последняя японская заднеприводная малолит

При упоминании слова «Дрифт» в памяти любого фаната автоспорта мгновенно всплывут три-четыре автомобиля, которые «сделали» этот вид спорта. И номером один из них по праву можно считать модель Toyota Corolla Levin / Sprinter Trueno в кузове AE86. Этот лёгкий и юркий «зверёк» был дешёвым, но в умелых руках умел куда больше более дорогих автомобилей. В чём же секрет легендарной «восемьдесят шестой», которая в 1983 году ехала боком как ни один другой японский автомобиль? Особенно — в руках Кейичи Тсучии (Keiichi Tsuchiya), тогда ещё японского стритрейсера, а ныне — «Короля дрифта».

Кейичи Тсучия и его Toyota Sprinter Trueno GT - APEX (AE86)
Кейичи Тсучия и его Toyota Sprinter Trueno GT - APEX (AE86)

Начало восьмидесятых, страна Восходящего солнца. Японские автопроизводители наперегонки переводят свои младшие линейки на модный и современный передний привод, но конструкторы компании Toyota немного «опоздали» последовать такой тенденции. Так на свет появилась Corolla в кузове AE86. Энтузиасты быстро раскусили, какую бомбу компания Toyota выбросила на рынок — это была последняя японская заднеприводная малолитражка, которая при этом стильно выглядела, весила меньше тонны и располагала достаточно внушительной для своего класса мощностью в 130 лошадиных сил.

AE85. Отличается прямоугольными фарами, тогда, как на AE86 - "слепые фары" . Кстати, более краткое название - Levin, AE86 - Trueno (исп. Гром, гроза)
AE85. Отличается прямоугольными фарами, тогда, как на AE86 - "слепые фары" . Кстати, более краткое название - Levin, AE86 - Trueno (исп. Гром, гроза)

«Восемьдесят шестая» продавалась на многих крупных рынках мира в модификациях, способных удовлетворить и бедных американских студентов, которым требовалось стильное небольшое купе, и профессиональных гонщиков, выводивших (и выводящих до сих пор) даже несильно доработанные версии AE86 на гоночные треки, а также (и в основном) — безбашенных японских уличных гонщиков, атаковавших на ней многочисленные горные спуски, щедро дарованные природой островов Японского архипелага любителям быстрой езды.

В продаже было две исполнении - 2 дверное купе и 3 дверный хетчбэк.
В продаже было две исполнении - 2 дверное купе и 3 дверный хетчбэк.

Модель AE86 получила общераспространенное прозвище «Хачироку» (8 по-японски звучит как «хачи», 6 — как «року», по-английски — Hachiroku). Сердцем восемьдесят шестой был четырёхцилиндровый двигатель с заводским обозначением 4A-GEU, его также негласно называют «blue top». Это мотор первого поколения в линейке высокооборотных двигателей серии 4A-GE компании Toyota, и помимо Хачироку его также можно было найти позади водительского кресла заднемоторного родстера Toyota MR2 (кузов AW-11) первого поколения. Для того чтобы 1,6 литра рабочего объёма стали эквивалентны табуну в 130 «лошадей», конструкторы применили ряд интересных технических решений. Наполнением-освобождением цилиндров ведали в общей сложности 16 клапанов, впускной коллектор имел изменяемую в зависимости от оборотов двигателя геометрию (система называлась T-VIS), что давало мотору дополнительную бодрость на «низах», а в «голове» двигателя трудились два распредвала (в то время это была ещё редкость). Американским покупателям досталась «задушенная» экологами в угоду местным нормативам версия мотора, обозначавшаяся как 4A-GEC. В ней было 124 силы и на 136 нм «момента» — на 4 единицы меньше чем у японских собратьев.

-5
4A - GE.
4A - GE.

Что касается трансмиссии, то стандартной была пятиступенчатая «механика», а опционально устанавливался «автомат»; также в некоторых версиях имелся самоблокирующийся дифференциал, который позволял водителю так непринуждённо вести автомобиль в контролируемом скольжении. «Топовые» версии имели дисковые тормоза всех колёс. Подвеска — МакФерсон спереди и мост с тягой панара на четырех продольных рычагах — сзади. Стабильности в поворотах добавляли серийно устанавливаемые передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости.

«Хачироку» выпускалась в двухдверном и трёхдверном кузовах. Более жёстким и легким, а, следовательно, интересным для автоспорта, являлось купе — 950 килограммов массы против 970 у хетчбэка. Оба типа кузова выпускались как в версии Corolla Levin (прямоугольные фары), так и в версии Sprinter Trueno (так называемые «слепые» фары, убирающиеся в плоскость капота). В 1986 году модель затронул небольшой рестайлинг, изменивший заднюю оптику как у купе, так и у хетчбека. Дорестайлинговые автомобили неофициально назывались «Зэнки» или «Zenki» по-английски, а пострестайлинговые (1986-1987, последний год выпуска модели) — «Коуки» («Kouki»). Экспортный вариант для Северной Америки носил имя Toyota Corolla GTS.

-7

Самые распространенные японские комплектации с мотором 4A-GEU назывались GT, GTV (среди особенностей второй — более жёсткая подвеска, короткая рулевая рейка и блокировка дифференциала) и GT APEX. Помимо прочего, последняя, «топовая» версия отличалась двухцветной окраской (как правило, чёрно-белой — отсюда и родилось забавное прозвище «Панда»).

-8
-9
Так выглядит салон с аналоговыми приборами...
Так выглядит салон с аналоговыми приборами...
... и с цифровыми приборами.
... и с цифровыми приборами.
Руль ItalVolanti (в аниме Initial D использовался похожий)
Руль ItalVolanti (в аниме Initial D использовался похожий)

Конечно, такая способная машинка не могла не отметиться в автоспорте. Несмотря на многообразие дисциплин, в которых можно увидеть рубленный кузов «Хачироку», лучше всего «восемьдесят шестая» чувствовала себя в заносах. Трассы, дороги и дорожки Японии весьма располагают к быстрому вождению, а изобилующие крутыми поворотами серпантины идеальны для обладающего избыточной поворачиваемостью заднеприводного автомобиля. Механическая коробка передач, блокировка дифференциала и выгодное соотношение мощности и массы — будучи соединенными воедино в доступной модели, эти факторы не могли не дать мощного толчка развитию одного из самых зрелищных видов автоспорта — дрифтинга.

Кстати, после 100 км/ч звенел колокольчик, предупреждающий о высокой скорости и высоких оборотах двигателя
Кстати, после 100 км/ч звенел колокольчик, предупреждающий о высокой скорости и высоких оборотах двигателя

Среди прочих, постигавших азы скольжения на горных дорогах, был Кейичи Тсучия — легендарный японский пилот, прозванный Королём Дрифта или Dorikin на японский манер, а ныне — судья автоспортивных серий Японии, в том числе и дрифт-чемпионата D1 Grand Prix. Будучи стритрейсером-самоучкой, он усердно тренировался на пустынных дорогах и площадках ездить боком на своем «труено», в чем немало преуспел. Несколько позже, развивая дрифтинг как вид спорта, Тсучия-сан выступал на подготовленном тюнинг-ателье TRD хэтчбеке Sprinter Trueno, показывая, наряду со своим талантом, невероятные возможности «восемьдесят шестой» в скольжении. Позже, снимая собственный видеожурнал об автоспорте, Кейичи посвятил «Хачироку» отдельную серию выпусков.

Однако не дрифтингом единым завоевала «восемьдесят шестая» свой авторитет в спорте. Она часто и успешно выходила на трассы японского кольцевого чемпионата JGTC, служила хорошей заготовкой для построения раллийных болидов младших классов, будучи особенно популярной в Ирландии и Финляндии, а также проявляла потрясающие способности в полуофициальных тогу-битвах (touge battle) — японских соревнованиях, когда два авто по очереди стартуют одновременно друг за другом на узкой петляющей дороге, пока в одном из заездов кому-то из соперников не удастся опередить другого. В этих состязаниях от «Хачироку» также серьёзно доставалось куда более энерговооружённым и грозным соперникам!

Славу и известность этой машине также приносит и главная роль в комиксе Суичи Сугено — Initial D, по мотивам которого позже создают аниме, а затем и снимают фильм. В этой саге рассказывается о развозчике тофу Такуми Фудживара, который является также превосходным гонщиком, и на своей АЕ86 в пух и прах громит соперников на горных трассах. Надпись “Fujiwara Tofu” становится самым популярным моддингом АЕ86, а белый цвет с черными молдингами по бокам (панда) – идеалом. Даже сейчас этот автомобиль является одним из самых желаемых и разыскиваемых (в том числе и на просторах бывшего СССР). В интернете и в жизни создаются различные клубы фанатов данной модели. Различные компании занимающиеся выпуском деталей для тюнинга предлагают все больше и больше запчастей именно к данному автомобилю. Фанаты модели начинают экспериментировать с начала с двигателем 4A-G, устанавливая на него нагнетатели, многодроссельные впуски, а также заменяя систему электронного впрыска несколькими карбюраторами. Однако вскоре все идеи становятся «мэйнстримовыми» и начинается настоящий хардкор. Сейчас в мире можно найти АЕ86 которые оснащены двигателями SR20DET от Nissan, F20C от Honda и многими-многими другими, включая 3-х секционный роторный двигатель 20B-REW от Mazda Cosmo. С популяризацией дрифта, цена этой машины только растет, энтузиасты готовы покупать даже голый кузов без двигателя и других агрегатов и месяцами восстанавливать его в своих гаражах.

Кадр из фильма Initial D. Наши русификаторы перевели это как "Экстремальные гонки"
Кадр из фильма Initial D. Наши русификаторы перевели это как "Экстремальные гонки"

В 1987 году AE86 стала достоянием истории — модель была заменена в линейке производителя куда более скучным и практичным переднеприводником с индексом AE92, и на этом глава о лёгких купе и хэтчбеках классической компоновки была дописана. Хотя на рынке есть GT86 собранная фирмой Toyota совместно c Subaru и напоминающая нам легенду, но это уже совсем другая история…

-15
-16
-17
-18
-19

Спасибо, что дочитал(а) статью до конца.

VK

Электр. мыло

Канал друга - TikTop

Ютуб

Откуда материал