"Суть ничтожества в силе множества".
Неизвестный автор
I. Теоретические аспекты
Причины и механизмы образования ничтожности с точки зрения ТВО
На этапе беременности:
- непонимание значимости личностных характеристик будущей матери; восприятие ее исключительно как репродуктивный объект;
- отсуствие собственных интересов матери на протяжении беременности (вся жизнь будущей матери направлена исключительно на вынашивание ребенка; увлечения и работа в ее жизни в период беременности отсутствуют);
- чрезмерное беспокойство о протекании беременности, а также о полноценности будущего ребенка (физическое состояние, соответствие нормам, частое посещение врачей и обследование);
В период детства:
- неспособность к целостному восприятию индивидуальности ребенка (ребенок воспринимается как социально необходимый элемент семьи);
- развитие в ребенке только желаемых качеств (родители сознательно развивают в ребенке только необходимое для них качество, отодвигая на второй план его индивидуальность);
- использование ребенка в собственных интересах (удовлетворение потребностей родителей силами ребенка).
Механизм телесного функционирования плода и матки, приводящий к развитию чувства ничтожности у ребенка в будущем
Особенностью телесных процессов, происходящих с плодом и маткой на внутриутробном этапе и приводящих к развитию чувства ничтожности, является общая площадь поверхности соприкосновения участников взаимодействия. Несмотря на это, на их телесных поверхностях можно выделить определенный участок, на котором у обоих участников локально повышается внутреннее телесное напряжение. Вся остальная поверхность тел плода и матки находится в состоянии пониженного телесного напряжения. Рассмотрим телесные процессы, происходящие на данном локальном участке.
1 этап. Полное соприкосновение плода и матки.
На 1 этапе участники внутриутробных отношений находятся в состоянии вторичного симбиоза, что определяет общую площадь поверхности их соприкосновения. Внутреннее телесное напряжение плода и матки, а также внешнее давление при этом пониженное.
2 этап. Локальное взаимное повышение внутреннего телесного напряжения.
На 2 этапе площадь поверхности соприкосновения также остается общей, нарушения контакта плода и матки не происходит. Несмотря на это, на определенном участке развивается повышенное телесное напряжение участников взаимодействия по причине развития влечения. Внешнее давление также повышается локально.
3 этап. Локальное расслабление матки при сохранении телесного напряжения плода.
В результате телесного акцента матки лишь на определенном участке плода телесные процессы затрагивают только описываемую часть. В данной части происходит дальнейшее телесное напряжение плода, сопровождающееся расслаблением матки. Величина внешнего давления на данном участке обратна величине внутреннего телесного напряжения.
Признаки чувства ничтожности
1. Ощущение собственной неполноценности и бессилия.
Люди с чувством ничтожности чувствуют неспособность решать жизненные проблемы, находить выход из затруднительных ситуаций, выдерживать психоэмоциональные нагрузки.
2. Идеализация и оценочные процессы.
Как мать идеализирует и наделяет желаемыми качествами собственного ребенка, так и люди с чувством ничтожности приписывают эталонные качества значимым объектам. Те, кто не соответствуют их эталону, получают негативную оценку.
3. Ипохондрические процессы.
Такие люди уделяют чрезмерное внимание состоянию своего здоровья, особенно определенной части тела. Для них характерно частое посещение врачей, прием витаминных и общеукрепляющих комплексов.
4. Крайне узкий спектр чувств, поверхностность отношений.
Люди, страдающие от чувства ничтожности, способны предъявлять лишь определенные, выработанные в них родителями чувства. Вся палитра иных чувств для них не понятна. По этой причине им сложно выразить свои переживания по отношению к значимому объекту и другим людям, что приводит к поверхностности отношений или разрушению их. Для таких людей характерен контроль как собственного поведения, так и поведения других людей.
5. Консервативность.
По причине непонимания своего истинного «Я» такие люди живут в рамках общепринятых правил и норм поведения. Они становятся неспособными к гибкости, мобильности и адаптивности в жизни. Они боятся жизненных трудностей и перемен.
6. Неспособность к творческим процессам и игре.
7. Боязнь всего нового и непривычного.
Люди с чувством ничтожности боятся браться за новое дело, так как боятся не справиться с ним и получить негативную оценку окружающих.
Примечание. Чем меньше внимания уделяется индивидуальным чертам ребенка, тем более яркое чувство собственной ничтожности формируется у него.
Недостатки чувства ничтожности
- многочисленные страхи;
- неуверенность в себе;
- большое количество ограничений в жизни;
- одиночество.
Достоинства чувства ничтожности
- cтремление к самосовершенствованию.
Чувство ничтожности с точки зрения ТВО – телесное функционирование, характеризующееся повышенным телесным напряжением определенного участка тела при неспособности к взаимодействию всех остальных участков.
Чувство ничтожности с точки зрения объектных отношений – чувство, характеризующейся значимостью только определенного свойства человека для других людей.
II. Практические аспекты
Практические советы по адаптации к чувству ничтожности
- Понимание своих потребностей и желаний и их удовлетворение.
- Принятие многогранности каждого человека.
- Развитие собственных способностей в новых сферах.
- Спонтанность и свобода проявления эмоций и чувств.
- Доверие по отношению к другим людям.
Методики ведения терапии при возникновении чувства ничтожности
- Клиент, обратившийся на терапию с проблемой ничтожности, бессознательно будет вызывать в терапевте уничижительное отношений к нему. Терапевт должен быть внимателен к этому процессу и уважительно относиться ко всем проявлениям индивидуальности клиента.
- Описываемые клиенты, как правило, идеализируют терапевта. Идеализируя, они приписывают терапевту те качества, которыми хотели бы обладать сами. В том случае, если терапевт вовремя не заметит этих процессов и станет объектом идеализации, он будет обесценен в конечном счете. Обесценивание приведет разрушению рабочего альянса, развитию мощных защитных механизмов со стороны клиента или уходу с терапии.
- В процессе терапии важно доносить до клиента необходимость удовлетворения собственных потребностей, а не соответствия навязанным ему нормам.
- У таких клиентов необходимо постепенно ослаблять процессы контроля и формировать способность к доверительным отношениям.
- На протяжении всей терапии очень важно постепенно заменять родительское мировоззрение на собственное.
Дмитрий Булатов, психолог, психоаналитик
Благодарю за помощь в написании статьи Рафаэля Тямаева и Елену Ваневскую.
27 октября 2012 г.
Екатеринбург