СТРИМИНГ ЭТО РЕВОЛЮЦИЯ В МУЗЫКЕ: СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К МИЛЛИОНАМ ТРЕКОВ ЗА КОПЕЙКИ!
Плакатные лозунги новой музыкальной индустрии, эталонной - подстать современному миру, с его толерантностью, терпимостью и всей новой этикой. А как еще? СВОБОДА - доступ к миллионам треков за символическую сумму, РАВЕНСТВО - каждый музыкант теперь может зарабатывать со стримов, и БРАТСТВО - нас всех объединил SPOTIFY - великий уравнитель и освободитель от гнета. Мечта Ильича можно сказать воплощается на постсоветском пространстве внезапно через западные ценности.
Действительно, свободный доступ ко всей музыке за 169 рублей в месяц - это то, на что я готов пойти, чтобы не покупать MP3-шки, не качать с торрентов, не перекидывать через блютут. Несколько одинаково удобных топовых стрим площадок на твой вкус: свой и самый массовый BOOM, модный Spotify, главный Apple Music и Yandex.Музыка для старперов (а еще есть более старперский СберЗвук, You Tube Music и тд). Стрим-площадки становятся и концентрацией хитов - топ-чарты отражают то, что слушают прямо сейчас в конкретной точке мира. Я могу выбирать любую страну, слушать любую музыку, получить доступ к умным рекомендациям нейросети и еще видеоклипы, подкасты и элементы коммуникации, которые активно разрабатывают некоторые площадки, все это безумные нововведения времени! Главное, что это все элементы СВОБОДЫ, они ОТКРЫВАЮТ доступ к музыкальной культуре человеку любого достатка, СНИМАЮТ ограничения по количеству музыки, ведь в доступе абсолютно все, и таким образом РАЗВИВАЮТ музыкальную культуру и массовый музыкальный вкус. Творцам же появление стрим площадок дало возмодность не зависеть от лейблов, концертов и географии - не жизнь, а “ешь, молись, твори”. Может показаться на секунду, что, как в том старом киберпанк-фильме про газонокосильщика из девяностых, случился “всемирный интерфейс” и мы попали в утопический рай.
Только после скандала с Яндекс.Музыкой у многих вдруг закрались сомнения, что это не антиутопия. Вдруг выяснилось, что Яндекс Музыка не доплачивала или вовсе не платила артистам. Так ли это - разберется суд, но факт, что музыка ряда артистов просто исчезла вчера с ЯМ. Как же “доступ к миллионам треков”, спросите вы? Он все также есть, просто больше не осталось Машины Времени, Маргулиса и еще пары десятков исполнителей. Да кому они нужны? Но если одна площадка так легко расстается с музыкой в принципе очень уважаемых и известных артистов, то как они обслуживают молодых-начинающих, честно ли? Действительно, редкие эксперты акцентируют на том внимание, что система подсчетов и выплат роялти от цифровых площадок непрозрачна. Нет конкретной формулы - 1 прослушивание=1 рубль. Тут все не так очевидно - “А рубль сегодня равен одному монгольскому тугрику…” (Голосом Валдиса Пельша). Пропорции выплат дают преимущество лидерам прослушиваний, оставляя набирающих популярность артистов за бортом. Несомненно, сейчас найдется читатель, который скажет, что невозможно выработать прямой механизм, из-за ежесекундного изменения на рынке и это будет правдой, но факт непрозрачности и отсутствия прямой зависимости дохода артиста от числа прослушиваний не оспорить.
Свободой тоже тут не пахнет: раньше артист записывал трек на студии (платил студии), тиражировал музыку на носитель - винил/диск/кассета (платил за печать тиража), нес диск (винил/кассету) в музыкальный магазин и там его могли закинуть на дальнюю полку или поставить в витрину. Что происходит в “Век свободы”? Артист также пишет трек на студии, далее несет его в издательство (платит процент издательству), чтобы оно представило его творчество на электронных площадках (в магазинах), а те еще вольны поставить его музыку в треклисты (на витрины). Схемы не изменились ни на йоту. Хотя раньше было проще отследить тиражи, нежели сейчас прослушивания. По большому счету число стримов (частных прослушиваний) того или иного трека это просто цифра, которую дает нам “магазин”. Что стоит Apple Music поставить на первое место чарта того, кто должен стоять на втором? Как проверить, что число заявленных ими стримов реально? При этом доход стрим-площадок зависитот числа людей купивших подписку, а такое число у лидеров рынка неуклонно растет. Растут ли пропорционально расширению аудитории выплаты артистам? Дешевеет ли сама подписка?
Безусловно, человек, придумавший Spotify - гений, как и пиарщик, придумавший прекрасную книгу Как Spotify подвинул Apple и изменил музыкальную индустрию еще больший гений. Создать и раскрутить платформы, через которые можно контролировать весь музыкальный рынок это гениально. Казалось бы, как можно обложить налогом артистов в новую цифровую эпоху, когда казалось бы артист может дать доступ к музыке своему слушателю напрямую? Что может быть проще, чем получить 100 рублей от слушателя и в обмен отправить ему песню - без оплаты площадке, контрактов с издательством, витрин, мест в подборках и рекомендациях? Оказывается, проще встроится в ненужную систему, которая будет на тебе паразитировать, да и еще под лозунгами СВОБОДЫ, РАВЕНСТВА и БРАТСТВА!