Нередко россияне пользуются дачными участками в течение не одного десятка лет. Но далеко не всегда земля и постройки на ней оформлены как частная собственность. Такое положение лишает фактического владельца возможность продать землю или зарегистрировать стоящие на ней здания как объект недвижимости. Решение проблемы заключается в оформлении дачного участка в собственность. Законодательство содержит порядок реализации мероприятия. Рассмотрим его основные моменты и возможные проблемы, которые нередко возникают на практике.
Правовое регулирование вопроса
Базовый документ, который регламентируется вопросы, связанные с землей — это Земельный кодекс РФ. Он введен в действие № 136-ФЗ (датируется 25.10.2001). Актуальная редакция документа принята 22 декабря 2020 года.
Положения ЗК РФ дополняет несколько других законодательных актов федерального уровня:
- ГК РФ, которые определяет права и обязанности российских граждан;
- № 217-ФЗ (датируется 29.07.2017) в редакции от 9 ноября 2020 года. Закон регламентирует ведение садоводства и огородничества на территории РФ;
- № 93-ФЗ (датируется 30.06.2006) в редакции от 29 июля 2017 года. Документ вводит упрощенную процедуру приватизации земельных ресурсов, которая часто называется дачной амнистией. Последняя была недавно продлена до марта 2026 года, то есть будет действовать более шести лет.
Некоторые правовые нюансы оформления дачного участка и построек на нем в собственность регламентируются большим количеством дополнительных документов. К ним относятся: Градостроительный кодекс, СНиПы и технические регламенты, другие федеральные законодательные и нормативные акты.
Пошаговая инструкция оформления дачного участка
Стандартная процедура оформления права собственности на дачный земельный участок предусматривает несколько последовательно реализуемых шагов. Каждый из них следует рассмотреть отдельно.
Шаг № 1. Определить, кому принадлежит земля
От ответа на этот вопрос зависит перечень необходимой документации. Возможны два варианта. Первый — земля находится в собственности кооператива. Второй — участок выделен решением местных органов власти.
Шаг № 2. Подготовить документы
Если речь идет о землях кооператива, необходимо подготовить такой комплект документов:
- заявление на перевод участка в собственности;
- набор документации от кооператива, включая устав, другие внутренние документы, схему межевания и т.д.;
- выписка из протокола, составленного по результатам общего собрания участников;
- справка о целевом назначении земли.
Если участок выделен местными властями, формируемый комплект документов выглядит следующим образом:
- заявление с просьбой предоставить землю в собственность;
- согласованная кадастровая документация и схема расположения участка;
- решение муниципального органа власти.
Шаг № 3. Обратиться в органы местной власти
Собранный комплект документов необходимо предоставить в местные органы власти. Для этого используется один из двух способов. Первый — личное посещение муниципалитета. Второй — подача документации посредством портала Госуслуги.
Шаг № 4. Получить кадастровый паспорт
Решение принимается местным органом власти в течение двух недель. Если оно оказывается положительным, будущий владелец обращается в Кадастровое бюро для оформления кадастрового плана участка. При наличии возведенных построек, целесообразно сразу оформлять кадастровые документы и на эти объекты недвижимости.
Шаг № 5. Зарегистрировать право собственности
Завершающий этап описываемой процедуры — регистрация права собственности. Она предусматривает внесение данных о земельном участке и его владельце в федеральную базу данных объектов недвижимого имущества — ЕГРН, ведением которой занимается Росреестр.
Для этого необходимо сформировать завершающий набор документов, в состав которого входят:
- заявление на регистрацию права собственности;
- документ, удостоверяющий личность заявителя и — при наличии — его официального представителя;
- правоустанавливающие документы на землю (решение общего собрания кооператива или местного органа власти);
- кадастровый паспорт на участок и технические паспорта на возведенные на нем постройки.
Документация подается одним из нескольких способов:
- при непосредственном посещении регионального подразделения Росреестра (в бумажном виде);
- через МФЦ (в бумажном виде);
- почтовым отправлением с использованием услуг Почты России;
- посредством функциональных возможностей портала Госуслуги (в электронном формате);
- заказом услуги выездного обслуживания, предоставляемой Росреестром.
Оформление земли по дачной амнистии
Описанный выше вариант действия предусматривает следование общей процедуре, утвержденной законодательством. Но допускается и упрощенный порядок оформления земли в собственность — в рамках уже упоминавшейся дачной амнистии. Ее действие распространяется не граждан, в отношении которых выполняются следующие условия:
- участок получен до 2001 года;
- человек вступил в СНТ, но не имеет прав собственности на землю;
- у него отсутствуют или неправильно оформлены правоустанавливающие документы.
Такой вариант действий не только намного реальнее, чем полноценная процедура, но и быстрее, а также сопровождается минимумом сопутствующих расходов. Для оформления дачного земельного участка по упрощенным правилам необходимо произвести следующие действия:
- составить заявление;
- дополнить его планом земельного участка с вынесением границ и актом о согласии с их расположением соседей;
- приложить правоустанавливающие документы (при наличии).
Комплект документов передается в местные органы власти. Дальнейшие действия по регистрации права собственности в ЕГРН осуществляются ими. От будущего владельца требуется только уплата госпошлины.
Сроки и стоимость оформления дачных земельных участков
Решение местных органов власти в отношении поступившего заявления должно быть принято не позднее 14 дней. Сроки регистрации права собственности Росреестром не превышают 12 рабочих дней, независимо от способа подачи документов.
Госпошлина за регистрационные действия по оформлению участка в рамках дачной амнистии составляет 350 руб., по общей процедуре — 2 тыс. руб. Некоторые категории заявителей освобождены от необходимости оплачивать получения государственных услуг.
Спорные и сложные случаи
Реализация права на оформление дачного участка в собственность нередко сопровождается возникновением различных проблем. Например, при желании зарегистрировать брошенную землю. В этом случае следует найти владельца надела и попробовать решить проблему с ним. Если таковым выступает местный орган власти, необходимо обратиться с заявлением о желании стать собственником. Обычно в подобной ситуации участок выставляется на торги.
Имеет смысл рассмотреть и обратный процесс — когда владелец хочет отказаться от ненужного ему дачного участка. Для этого достаточно обратиться с заявлением в Росреестр и приложить к нему правоустанавливающие документы. В течение 5 дней бывшему собственнику выдается запись о том, что земля переходит в собственность местных властей.
Другими частными проблемами при оформлении права собственности на дачный участок земли становятся такие:
- отсутствие или некомплектность правоустанавливающих документов. Речь идет о договоре купли-продажи, дарения или мены, а также о вступлении в наследство. Отсутствие любого из них серьезно осложняет регистрацию права собственности;
- увеличение границ земельного участка в процессе использования. В этом случае оформление права собственности становится хорошим способом узаконить произошедшее изменение. В качестве дополнительного условия — получение согласия на новые границы от соседей;
- возможность безвозмездного использования земли в течение 6 лет с последующим правом оформления в собственности, которая предоставлена определенным категориям льготников;
- расходы по оформлению межевого плана и других сопутствующих документов возлагаются на будущего владельца, что нередко составляет внушительную сумму дополнительных затрат.
Вывод
Даже при использовании упрощенной процедуры в рамках дачной амнистии оформление участка в собственность — очень непростая задача. Еще более сложной она становится, когда мероприятие происходит по общей схеме.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что заметной популярностью пользуются услуги юристов по земельным вопросам. Обращение к профессионалу — это простой, доступный и, что немаловажно, выгодный способ реализовать мероприятие быстро и по самому эффективному варианту.
Главное при этом — обратиться в серьезную юридическую компанию, штатные сотрудники которой специализируются на решении подобных вопросов. Основными критериями выбора юриста для дальнейшей работы выступают:
- профессиональное образование;
- стаж работы;
- профиль деятельности — земельные споры;
- предоставление первичной бесплатной консультации.
Только после этого имеет смысл рассматривать финансовый критерий — как наиболее важный, но все-таки учитываемый в комплексе с перечисленными выше. Такой подход позволит найти грамотного юриста и потратить на его услуги минимум средств, которые с лихвой окупятся быстрым оформлением дачного участка и разумным уровнем сопутствующих расходов.