Найти тему
PSYSOMA

Психология в кино

Искусство, в общем, необходимая часть культуры человека по многим причинам, но для психологии, в частности, по той причине, что открывает закономерности работы психики. Особенно кино, объединяющее в себе все. Попробуем на примере величайшей иллюзии понять, как работает наша психика. И вы убедитесь, что, на самом деле, кино ничего не изобретает, а создаёт технические возможности для использования особенностей работы нашего разума. Но изобретая их, помогает нам лучше понять себя.

 

Движение

Задумайтесь, как возникает эффект движения на экране? В действительности существуют лишь быстро проматываемые статические кадры. Благодаря определенной скорости их мелькания, зрительным анализатором они воспринимаются как целостное движение. Кино существует таким образом только из-за особенности работы нашего зрения, а именно зрительной инерции или персистенции. Этот же эффект объясняет круг, возникающий при быстром вращении факелом.

Время «инерции зрения», необходимое для возникновения зрительного ощущения, в среднем равно 0,03–0,1 с. Возникнув, ощущение некоторое время ещё длится прежде чем затухнуть. При средних освещённостях эта частота равна 10–15 вспышкам в 1 с. 24 кадра в 1 с в кино. 

Эффект инерции можно исследовать и другими способами. Например, посмотрев на лампочку и закрыв глаза, затем всё ещё будет видно ее светящееся очертание. Если после долгого созерцания освещённого предмета перевести взгляд на светлый фон, некоторое время ещё можно будет видеть его образ в негативе. Можно даже в своем восприятии смешивать цвета и менять их яркость, если после фиксации на предмете одного цвета переводить его на предмет другого цвета. 

Но совершенно точно также и то, что движение, которое мы видим в реальности также является склейкой отдельных кадров. Слитное плавное движение мы воспринимаем за счет микродвижений глаз. Это можно проверить, если закапать вещество, временно парализующее глазную мышцу. Во время паралича предметы начинают двигаться дискретно, а не непрерывно (как при показе слайдов). То есть мы «снимаем» множество кадров и затем их «склеиваем» в движение.

Следовательно, так ли был далек от истины Зенон, когда своими апориями доказывал, что сущее в действительности одно и неподвижно?

Монтаж

Лев Кулешев, отечественный первопроходец в теории монтажа, смог сделать очень важные для развития кинематографа и для психологии выводы о механизмах его работы и воздействия его на восприятие. Монтаж основан на иллюзии, что отдельные эпизоды, будучи склеенными в восприятии человека, приобретают новые смыслы. 

На этом видео Кулешева приведен пример того, как монтаж создаёт иллюзию. Кадры актера, снятого с одним и тем же лицом, сменяются другими кадрами с разным смысловым содержанием. Вы можете заметить, что восприятие мимики мужчины и передаваемой ею эмоции меняется в зависимости от предыдущего кадра. Наша психика связывает их, создавая из разрозненных эпизодов новую историю с новым смыслом.

Когда мы наблюдаем за развивающимися событиями ленты, нам кажется их смена непрерывной. Мы даже не замечаем, как нелогично течет время, как происходят скачки в пространстве. Но благодаря монтажу разные эпизоды с разным содержанием, даже снятые то со стороны, то с помощью субъективной камеры, превращаются в целостное повествование.

Психологический феномен, лежащий в основе монтажа, напоминает таким образом всю ту же инерцию зрения, только здесь происходит создание не просто движения, а истории и смысла. В кино монтаж строится на движении. Переходы происходят вместе с движением объекта в кадре. Как будто следуя за ним, создают иллюзию естественного течения времени. При этом плавность переходов обеспечивается ассоциациями: повторяющегося ритма движения, музыки, закадрового голоса или шума, смысла происходящего. Существуют также и такие приемы монтажа как перебивки (Cutaways) или резкая смена кадров (Jump cut), однако и они для передачи ощущения времени – события, происходящие одновременно в разных местах (в пересказе человека это звучало бы как «тем временем»), и скачки во времени («вдруг», «внезапно»).

Такое же течение времени мы можем слышать в пересказе событий человеком, а также в его снах. И неудивительно ведь в нашей памяти запечатлеваются только отдельные значимые моменты, подсвеченные эмоциями с важным для нас смыслом и содержанием. Человек фиксирует внимание только на них. Как будто монтирует представление о своей жизни, вырезая обычное и неинтересное, склеивая куски моментов ассоциациями и логикой. В действительности в большинстве своем жизнь человека состоит из массы ситуаций. Обыденность правит объективным временем, а субъективные переживания снимают сюжеты.

Например, человек с депрессией утверждает, что его по всюду преследуют неудачи и несчастья, а указания на позитивные моменты он отрицает или опровергает каким-либо исключительным способом, иначе отрицать придется депрессию. Также поступает ревнивец, который исключает все свидетельства верности и любви своего партнёра, заостряя внимание на подозрительных событиях. Другими словами, человек самостоятельно перемещает свое внимание по поверхности своего опыта в определенном порядке, создавая связи между событиями. Благодаря этому жизнь может приобретать совершенно разный смысл и превращаться в разные истории. Даже без изменения самих событий. Но если в сознание уже сложилась определенная преамбула и экспозиция, своими собственными действиями человек продолжает толкать свое кино по заданному сюжету.

Сюжет

Теперь подробнее разберем сами истории. Ведь с помощью монтажа и складывается захватывающий или наполненный смыслом сюжет картины. В психологии существует направление, которое называется нарративной психологией. В ее основе лежит представление о том, что человек организовывает свой опыт с помощью историй.

Теодор Р. Сарбин, создатель направления, утверждал, что поведение человека лучше всего объясняется с помощью историй. Безусловно каждый клиент обращающийся ко мне за психологической помощью приносит историю. Но ещё более интересно как создаются эти истории. С помощью своеобразного психологического монтажа множество ситуаций исключаются, чтобы в результате вышел понятный и целостный сюжет. При этом человек отождествляет свою жизнь с этим сюжетом, как будто вся его жизнь заключена в нем, что конечно же не является правдой.

Обыкновенно сюжет включает в себя экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. Сюжет развертывается через эти стадии во времени, неважно линейно или нет, а движущим элементом сюжета является конфликт.

Психология описывает конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Исходя из этого определения, Курт Левин выделял всего три вида конфликтов:

1.      Между двумя положительными валентностями примерно равной величины. Это случай буриданова осла, умирающего от голода между двумя стогами сена.

2.      Между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями

3.      Один из двух векторов «поля» идет от положительной, а другой — от отрицательной валентности. В этом случае конфликт возникает только тогда, когда и положительная и отрицательная валентности присущи одному и тому же объекту. Например, ребенок хочет погладить собаку, которую он боится.

Курт Левин
Курт Левин

Этапы же конфликта по разным авторам так или иначе схожи с этапами сюжета. Сравните сами классификацию психолога А. С. Кармин:

1. Предконфликтная ситуация – это экспозиция.

2. Инцидент (начало конфликта) – завязка.

3. Эскалация (от лат. scala — лестница) – другими словами, развитие действия.

4. Кульминация («взрывной» эпизод конфликта) – название аналогичное.

5. Завершение конфликта – развязка сюжета фильма.

6. Постконфликтная ситуация (влияние разрешившегося конфликта на будущее) – то, что в кино называют постпозицией, когда героев показывают спустя годы, например.

В действительности о сюжетах психологией сказано много, взять хотя бы психологию игр Эрика Берна. Рассказывать об этом можно очень долго, поэтому в заключение я скажу следующее: если вас спросят, что посмотреть на тему психологии, советуйте смотреть КИНО.

The End