Найти тему
Просто о Главном

Сказкотерапия - это для любого возраста?

Из цикла: психология, арт-терапия.

Доброго Рождественского утра!

Сказка, как инструмент терапевтического воздействия психолога на клиента с целью определения "проблемных зон" психологического состояния его души - Да, это всё сказкотерапия!

автор изображения: https://sun9-65.userapi.com/c853624/v853624335/24c8ff/_x19VwOYUDw.jpg
автор изображения: https://sun9-65.userapi.com/c853624/v853624335/24c8ff/_x19VwOYUDw.jpg

На разных этапах взросления, меняется, корректируется целостное восприятие мира человеком - это норма, так как появляется опыт взаимодействия с социумом, да и о возрастной периодизации забывать не стоит - меняется как зона ближайшего развития, так и возрастные потребности. Преодолевая психологические кризисы самостоятельно или с помощью специалистов, человек "созревает". Иногда минуя, не проживая кризисные моменты или, не переходя на новую ступень развития, топчется на месте, проигрывая неудачи, спотыкаясь о камни, разложенные под ногами своим же подсознанием. И вот на помощь приходит сказка. Это простой способ, не говоря с психологом о своих переживаниях, страхах, мечтах, получить качественную помощь, разобраться в себе и, не углубляясь в пучину своих переживаний, проработать те самые "проблемные зоны".

Примеры работы психолога на разных этапах взросления

1. Старший дошкольный возраст - во время диагностики психологической готовности к школьному обучению одним из пунктов является "придумать сказку". То есть предполагается, что в этом возрасте ребенок должен знать, что такое зачин, присказка, концовка или интуитивно понимать, что эти части есть в сказке, не зная названия частей. Варианты "придумывания": можно взять любимых сказочных персонажей и поместить их новые реалии, или в известный сюжет сказки ввести новых героев, или объединить несколько сказок, как в мультсериале "Машины сказки" - детям очень нравится этот процесс, они с удовольствием выполняют это задание. Конечно, это диагностический инструментарий, но психолог может увидеть и нужные точки опоры для беседы с родителями по созданию комфортности дальнейшего обучения.

2. В начальной и средней школе школьным педагогом-психологом используется метод сказкотерапии с целью предупредить или скорректировать поведенческие, адаптационные или мотивационные особенности учащихся. Используется как в группой так и индивидуальной работе.

3. Прогностическое направление сказкотерапии применяется в работе психолога при определении результативности поведения, жизненной позиции клиента. При определении профессиональной ориентации.

4. Профилактическая работа психолога - особенно это работа продуктивна в работе с суицидальными наклонностями, апатией, потери интереса к жизни, угасание. На начальном этапе применяется психологом как диагностический инструментарий. Например, запрос от родителей, которые обеспокоены состоянием своего ребенка-подростка (замкнутость, грубость, боязнь за его жизнь и здоровье). Сказкотерапия позволяет определить степень "углубленности в себя" и возможных рисков. Часто имеет смысл групповая семейная терапия, так как зацикленность на жизни подростка и проживание его психологических кризисов тоже имеет последствия и для родителей и для ребенка! Иногда эпатажность подростка вынужденная, и так бывает.

5. Сказкотерапия - как развивающее направление помогает снять не только эмоциональное, но и мышечное напряжение, развивает воображение, снижает тревожность, повышая адаптивность к новым условиям.

Специалист всегда подберет для Вас наиболее приемлемый метод терапевтического воздействия и результат не заставит себя ждать. Успехов Вам и Счастья в Наступившем 2021 Году!