Не так давно в Европе и на большей части Запада было очень мало понимания или знаний о том, что влечет за собой медитация или как правильно ее практиковать. Но теперь, похоже, все меняется; только в России почти 12 миллионов человек регулярно или частично занимаются медитацией. Тем не менее, по-прежнему существует большая разница во взглядах на то, что медитация есть на самом деле, а что нет. Путаница наблюдается не только в западном полушарии; это очень глобальная проблема.
Фактически, и на современном Востоке, и на Западе наиболее распространенные представления о том, что такое медитация, в целом очень похожи.
Например: погружение во внутреннюю задумчивость или творческое воображение, повседневное понятие в нашей вестернизированной медитации, на Востоке обычно называют мано-бхаваной. Внутреннее размышление или поиск эгоистичного понимания в Индии называется манана.
Медитативное сосредоточение на одной мысли называется дхьянаматрой. Концентрация на одном объекте называется экотибхава.
Внешние формы медитации, которые включают в себя развитие смысла и внимательного равновесия в мире, иногда называют бахир-йогой, а иногда - крияват. И это лишь некоторые из множества определений Востока и Запада, которые в настоящее время ассоциируются с медитацией.
Точно так же молитва, ежедневная осознанная внимательность, прикладное размышление или созерцание, творческая визуализация, расслабление и даже сидение или прогулка на природе по-разному преподаются и практикуются как действенные процедуры медитации. В результате точная или поддающаяся определению теория практики медитации становится намного труднее, чем когда-либо прежде. И хотя все эти практики могут иметь определенную ценность, многие упрощения, используемые для описания практики медитации сегодня, могут сбивать с толку.
Итак, теперь, когда мы знаем, что все эти формы в настоящее время являются частью глобального употребления слова медитация, есть ли более точный термин; тот, который мог бы пролить свет на более древние медитативные практики - проверенные практики, которые культивировались на протяжении тысячелетий путем развития традиций и их глубокой приверженности самореализации, для достижения Самьякшамбодхи - просветления?
Да, существует ряд таких терминов, но один санскритский термин выделяется как первостепенный, ссылка, которая является основным стандартом для медитации в течение очень долгого времени.
Это слово - адьятма'дхья, что можно перевести как «Сознательное применение интроспективного осознавания, которое позволяет практикующему выйти за пределы обычных границ мысли».
Другими словами, это относится к практике, которая приводит практикующего к самой сути бытия, к квантовому сердцу Самости, за пределы мышления сенсорно-активной психики. Давайте внимательнее рассмотрим этот термин: адья означает «один без второго, изначальный или первый» - атма означает «эссенциальное я, или чистое существо» - а дхья просто относится к внутреннему трансцендентному, самонаправленному, применение осведомленности. И хотя это довольно сложно сказать, на самом деле это довольно легко понять, если понять основную структуру нашего человеческого сознания.
Однажды один из учеников спросил Гаутаму Будду: «Как нам найти свой путь? Как мы познаем? »
Будда ответил: «Ученик, который делает очищение головы главным объектом медитации, может легко достичь тишины, это достижение - настоящая цель медитации. Тогда такой ученик достигает основного состояния, поддерживающего внутренние потоки блаженства».
Хотя на первый взгляд это утверждение кажется довольно простым в своем контексте, на самом деле оно включает более широкое понимание обширной и давней традиции знания, которая уже существовала за тысячи лет до буддизма. Таким образом, если образец истины представлен копией, по сути, он может лишь отражать истину, которая была всегда - таким образом, она остается верной и сегодня.
Старая индийская пословица гласит: «Манас эва манушьянам, карана бандха мокша йохо» - «Каков ум, такова и личность, вызывающая либо рабство, либо освобождение». Эта пословица напрямую связана с тем, почему, отчасти, Будда, возможно, сказал своему ученику эти слова. Это потому, что основная причина медитации кроется в уязвимой природе ума и в том, что подстерегает за ее пределами.
Спустя почти 380 лет после рождения Гаутамы Будды, в 180 г. до н.э., уважаемый ученый-шраманец по имени Махариши Патанджали написал онтологический трактат, состоящий из 196 сутр, в которых изложена точная методология достижения Самореализации, а также Кайвалья - Самосознание безмолвия. О которой Будда говорил в своих наставлениях. Сутру можно описать как стих, который тесно связан с любым другим стихом, сопровождающим его. Самыми важными сутрами в трактате 196 сутр Махариши Патанджали, несомненно, были «Йоги читти вритти ниродха - Тада драстух сварупе вастханам - Вритти сварупйам итаратра».
Эти сутры можно перевести как: «Когда искажающие ментальные паттерны, влияющие на принципы работы ума, аннулируются в полный покой, воспринимающий осознает Единство. Только тогда воспринимающий восстанавливает свою просветленную природу. В противном случае, эти искажающие восприятие модели продолжают заставлять воспринимающего существовать в искажениях».
Итак, что же это за искажения вритти, которые мешают нам достичь просветления? Это шаблонные умственные привычки, которые вызывают формирование желаний эго - желаний, ведущих к широкому комплексу привязанностей и отвращений. Как только они укоренились в уме, они постоянно порождают непонимание того, что реально, а что нет, а также того, что принесет нам удовлетворение, а что нет. Они заставляют нас казаться тем, чем мы не являемся. Проще говоря, медитация предназначена для того, чтобы быть нашим средством решить эту проблему и привести себя в соответствие с истиной нашего существа - вернуть нам наше истинное восприятие и тем самым дать нам свободу жить своей жизнью как выражение нашего полного потенциала. Мы достигаем этого посредством того, что сказал Будда, как процесс отпускания, а то, что сказал Патанджали, трансцендирует через наши модели мышления в ложе безмолвия, откуда затем могут возникнуть наши законные восприятия, чтобы дать нам полноту картины.
Наша «предполагаемая жизнь» - это то, что Будда имел в виду в своих наставлениях, когда сказал: «Такой ученик тогда достигает существенного состояния, которое поддерживает внутренний поток блаженства». Блаженство может быть нашим проводником к самореализации. Наш процесс очищения может привести нас к ощущению этих токов, возникающих изнутри нас, из глубины моря тишины, лежащего в источнике нашего существа. Если мы так способны выдерживать очищение без усилий, мы также можем позволить нашей готовности течь свободно в восходящие потоки блаженства. Когда эти потоки достигнуты, они могут нести ученика к его судьбе через реализацию в виде чистого творческого разума. По сути, это единственный жизнеспособный способ постижения Дхармы.
Итак, мы медитируем, чтобы реализовать нашу Дхарму, которая, в свою очередь, приводит нас к нашему высшему потенциалу в жизни - Самьякшамбодхи - просветлению.
Тем не менее, существует ряд практик медитации, которые могут служить этой благородной цели. Но они должны включать в себя несколько основных принципов: практика должна быть легкой, дисциплинированной, неуклонно практиковаться, внутренне направленной к источнику природного существа, трансцендентной по своей природе, и всегда должна включать в себя практику очищения. Следовательно - адйатма'дхйа.