Найти тему

Какие бывают виды сюжетов

Оглавление

«Всё давно придумано до нас» — это пессимистическое высказывание распространено среди авторов художественной прозы. И, действительно, за столько веков развития литературы написано такое количество историй, что изобрести что-то новое кажется нереальным. Но если всё придуманное можно представить в виде схем, то есть шанс на основе такой схемы создать что-то свое, оригинальное.

Даже, более того, знание таких схем существенно облегчает создание произведений, позволяет выстроить свой сюжет, придумать яркую кульминацию, раскрыть линии героев и т. д. Наверное, поэтому с XIX века популярны попытки классификации сюжетов.

Жорж Польти и Хорхе Луис Борхес

Одним из первых солидных трудов на эту тему стала книга французского театроведа Жоржа Польти «Тридцать шесть драматических ситуаций», изданная в 1895 году. Но Польти был далеко не первым. Он основывался на классификациях сюжетов, которые делали И. В. Гёте и К. Гоцци.

Я здесь не буду подробно описывать все 36 типов сюжетов (кто заинтересуется – в интернете всё есть), только отмечу, что классификация эта основана на содержании событий. Например, в ней есть такие виды сюжетов:

  • Спасение
  • Месть, преследующая преступление
  • Месть близкому за близкого
  • Бунт
  • Отважная попытка
  • Похищение
  • Адюльтер
  • Соперничество неравных
  • Преступление любви и т. д.

Подобная классификация предполагает множество дополнений и разветвлений, то есть, по сути, она бесконечна. Например, «похищение»: «похищение заложника», «похищение возлюбленной», «похищение ценной вещи», «похищение воспоминаний», "похищение трона" и т. д.

"Одиссей". КАдр из сериала
"Одиссей". КАдр из сериала

К тому же такая классификация субъективна. Поэтому сюжеты в XX веке пытались обобщить, а их количество сократить, пока Хорхе Луис Борхес не выделил всего четыре вида сюжетов.

  1. Завоевание чего-либо. Неважно, что это – осаждённая крепость, престижная должность или сердце девушки.
  2. История о возвращении – домой, к себе, к любимой и т. д.
  3. Поиск чего-либо – артефакта, истины, украденного, преступника, себя.
  4. О самоубийстве Бога, то есть о жертве во имя великой цели.

Есть и другие версии, так, Курт Воннегут выделяет восемь сюжетов, а Д. Джонстон – семь. Однако все эти классификации строятся на анализе содержания произведений, значит, во многом субъективны. Для кого-то важны философские аспекты текста, а для кого-то событийные.

На мой взгляд, более правильным является другой подход, который предлагает С. С. Лихачёв.

Два типа сюжетов

Что такое сюжет? Это не столько набор событий, сколько система связей между ними, потому что несвязанные события, какими бы интересными они ни были, нельзя назвать полноценным текстом. О когерентности (связности) текста у меня есть другая статья. Значит, и рассматривать сюжеты нужно исходя из характера связей внутри них. В этом случае выделяют всего два типа сюжетов: хроникальные (линейные) и концентрические.

Линейные или хроникальные сюжеты

Эти сюжеты не зря называют хроникальными — события в них выстраиваются линейно и в хронологическом порядке. Такие сюжеты характерны для больших произведений, в которых герои проходят определённый путь к цели или в своём развитии. В качестве примера можно привести и «Одиссею» Гомера, и «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина, и «Вий» Н. В. Гоголя, и «Хоббит» Толкина, и даже сказку «Колобок».

Хроникальные или линейные сюжеты имеют большинство классических произведений. Но это не значит, что все они однотипные или похожие. Ведь в рамках линейной схемы можно выстроить любую историю. И ещё у хроникальных сюжетов бывает много разновидностей.

"Сага о Форсайтах". Фильм 2002 г.
"Сага о Форсайтах". Фильм 2002 г.

Линейный дискретный сюжет

В нём нет чёткой временно́й последовательности событий, могут быть пропуски, повествование выстраивается неравномерно. Например, несколько абзацев о детстве героя, сменяет пространный рассказ о его юности, обучении и т. д. Затем какой-то промежуток в жизни персонажа вообще пропускается, и начинается подробная история о том, что случилось уже со взрослым человеком. Или жизнь героя мы видим в форме ключевых, значимых для сюжета событий, но разорванных во времени. Например, как в романе Тургенева «Отцы и дети» или у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине».

Линейный параллельный сюжет

Он характерен для многофигурных композиций, романов-хроник, где есть несколько сюжетных линий, которые лишь время от времени пересекаются, но большей частью параллельны. Классический пример: «Сага о Форсайтах» Голсуорси.

Линейный сюжет с экскурсами

Этот сюжет развивается последовательно, события выстраиваются хронологически, но время от времени автор совершает экскурсы в прошлое, рассказывая, например, о детстве героя или о предыстории событий. Такой тип сюжета более сложен для автора, так как всегда есть опасность увлечься событиями прошлого и забыть о повзрослевшем герое. Или просто надолго оставить персонаж в сложной ситуации, отправившись в его детство. И вот стоит наш герой с занесённой над пропастью ногой и несколько страниц вспоминает сказки, которые ему рассказывала няня.

Линейный сюжет с обратной хронологией

Пожалуй, наименее часто встречающийся тип сюжетов, когда повествование начинается «с конца», с события, которое является итогом, развязкой сюжета. Такой сюжет встречается в детективах, где повествование раскручивается от совершенного преступления в прошлое, когда оно только было запланировано, и сформировались предпосылки, например, убийства. Но всё же в чистом виде подобный тип сюжета – большая редкость.

Для хроникальных сюжетов не всегда характерен чётко выраженный конфликт, в них бывает непросто выделить кульминацию, а в многофигурности иногда теряется главный герой. Не всем авторам в такой ситуации удаётся поддерживать интерес читателей.

Концентрические сюжеты

Главная особенность таких сюжетов – единство времени и места действия. Поэтому эти произведения редко отличаются большим объёмом, чаще это рассказ, пьеса или повесть. Хотя, например, «Преступление и наказание» тоже относится к концентрическому типа, а оно вполне большой роман.

Строятся концентрические сюжеты вокруг какого-то события, которое запускает целый комплекс цепных реакций: событий, происшествий, поступков героев. Так в пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральным событием можно считать появление Чацкого в доме Фамусова, а в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» — приезд в город Хлестакова.

Чацкий. Иллюстрация к "Горе от ума" А. С. Грибоедова
Чацкий. Иллюстрация к "Горе от ума" А. С. Грибоедова

В концентрических сюжетах более чётко прослеживается конфликт, заметна интрига, которая увлекает читателей, а главный герой действительно является главным, он концентрирует внимание на себе. Но у подобных сюжетов есть и недостаток – предсказуемость. Так как конфликт один, то читателю легко не только его увидеть, но и предугадать возможное развитие. Но тут становятся интересны именно события, путь разрешения конфликта, сам процесс разворачивания сюжета. По такой схеме строятся практически все любовные романы, в которых встреча главных героев уже предопределяет итог развития сюжета.

Многие классические (и не только) произведения, которые отличает многоплановость, включают оба типа сюжетов. На фоне хроникального (линейного) повествования возникают, разворачиваются и разрешаются конфликты концентрического вида. В качестве примера можно привести «Войну и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий дон» М. Шолохова, «Сагу о Форсайтах» Дж. Голсуорси или «Игру престолов» Дж. Мартина.

Однако такие сложные схемы не всем удаются, и даже классики литературы в подобных произведениях, бывает, теряются, запутываются, а уж о читателях и говорить нечего. Дж. Мартин, видимо, поэтому и убивал время от времени своих героев, чтобы избежать путаницы. Кстати, об ошибках, «ляпах» и путаницах в классических произведениях я тоже планирую написать статью. Безгрешных писателей нет. Как и вообще людей.