Прошел год, и в сообщениях СМИ запестрел анализ: а что принес нам российский кинематограф в трудном, необычном 2020-м? Хлеба было в достатке, но и без зрелищ человек жить не может. Так где же достойные фильмы?
Больше всего повезло "Холопу". Он вышел на российские экраны в самом начале года, еще до болезненных симптомов, закрывших двери в кинотеатры. Сборы составили $13 млн. Фильм не ахти какой художественный, потакающий мальчикам-мажорам, но, тем не менее - зачет. Придираться не будем.
Далее, с наступлением пандемии, картина успехов российского кино стала резко портиться. Появились финансовые провалы, о которых трудно читать без содрогания. Например, фильм "Вратарь Галактики" вышел только в конце августа, на его создание было потрачено 6 лет и 786 млн, а сборы составили только 108 млн рублей.
Тут надо учесть, что для того, чтобы фильм считался окупившим себя, сборы в кинотеатрах должны в два раза превысить затраты, потому что половину суммы кинотеатры забирают себе, и только 50% выручки отдают кинематографистам. Среди финансовых вливаний в проект были и бюджетные средства: около полумиллиарда рублей. Фантастический фильм получился явно производным от голливудских блокбастеров, и потому зритель на него не пошел. Кто так просчитался с коммерческой составляющей остается загадкой.
Очень ждали россияне фильм "Дорогие товарищи!" Андрея Кончаловского - о расстреле митинга в Новочеркасске в 1962 году. Актуальнейшей обещала получиться картина и в инсте ее создатель клялся, что картину снимает не антисоветскую, а гуманистическую. Деньги на проект выделил в основном толстосум Алишер Усманов. Бюджет картины - 151, сборы с черно-белого фильма 11 млн рублей.
Лично на мой вкус самым привлекательным был трейлер на фильм "Мальчик русский", дебютная работа Александра Золотухина - ученика Сокурова. Здесь финансовый результат тоже плачевный: затрачено 47, собрано 1 млн рублей. И тут уже не пандемия виновата. С 11 сентября фильм без рекламы и помарок висит на ютубе. Количество просмотров - 8 тысяч, среди которых и автор этих строк. На ОК 3 тыс просмотров. То есть, даже задаром такой фильм зрителю не нужен. Почему?
Фильм напрасно называют полнометражным, он длится чуть более часа, что непривычно. Нынешний зритель - это, как правило, человек с 2 или 3 высшими образованиями, эрудированный, начитанный и напичканный уже просмотром фильмов разного рода и разных стран, побывавший лично в десятке-другом смачных уголков земли. Чтобы удивить такого, надо быть режиссером очень высокого интеллектуального полета. А тут, посмотрев, думаешь: а был ли мальчик? Сын полка - да, уже поверили в такое. Но чтобы ослепший и не отправленный домой?!... "Нельзя мне домой!" А почему нельзя? И на кой ты солдатам?
Весь фильм не покидает ощущение того, что осталась незакрытой вторая закладка браузера, и оттуда иногда доносятся звуки репетирующего музыку Рахманинова симфонического оркестра. Играют зло, бьют по клавишам как по врагу. За что так великого композитора? Фильм пацифистский, антивоенный, и, к сожалению, не привносящий чего-то нового из документального в наши знания о Первой мировой войне. Хотя в Европе тема звенит...
Словом, в 2020-м сбои были и у мэтров кино, и у начинающих режиссеров. Тот же Валерий Тодоровский, о фильме "Одесса" которого канал ZENIT-NEWS писал уже, показал плачевный результат: его "Гипноз" потянул на 100 млн, а собрал только 31,1 млн рублей. Фильм Алексея Учителя "Цой" собрал лишь 26 млн рублей, а потрачено на картину 150 млн.
На наш взгляд, кинематографу нужна другая система определения ценностей и популярности проектов на стадии их закладки. Побольше внимания нужно зрителю - опросы, общественная академия любителей киноискусства, он-лайн рейтинги "Какой фильм я посмотрел бы из предлагаемых", "От какого режиссера я жду эпохальную картину" и так далее.
Почему у шахматистов, людей тоже творческих и одаренных, есть персональные рейтинги, а у кинорежиссеров нет? Без универсального мерила у деятелей кино развивается чуйка на то, кто денег даст. У толстосума или в бюджете их взять легче, чем снискать расположение зрителя. Поэтому и получается, что фильмы снимаются для Алишера Усманова и иже с ним.
Если мы не правы - пишите комментарий, если вы на нашей стороне - ставьте лайк.