Найти тему
ZENIT-NEWS

"Дорогие товарищи" киномастера, не слишком ли много от вас убытков российскому бюджету?

Прошел год, и в сообщениях СМИ запестрел анализ: а что принес нам российский кинематограф в трудном, необычном 2020-м? Хлеба было в достатке, но и без зрелищ человек жить не может. Так где же достойные фильмы?

Больше всего повезло "Холопу". Он вышел на российские экраны в самом начале года, еще до болезненных симптомов, закрывших двери в кинотеатры. Сборы составили $13 млн. Фильм не ахти какой художественный, потакающий мальчикам-мажорам, но, тем не менее - зачет. Придираться не будем.

Фильм "Холоп" на смартфоне не смотрится
Фильм "Холоп" на смартфоне не смотрится

Далее, с наступлением пандемии, картина успехов российского кино стала резко портиться. Появились финансовые провалы, о которых трудно читать без содрогания. Например, фильм "Вратарь Галактики" вышел только в конце августа, на его создание было потрачено 6 лет и 786 млн, а сборы составили только 108 млн рублей.

"Вратарь Галактики" пропустил слишком много голов в свои ворота
"Вратарь Галактики" пропустил слишком много голов в свои ворота

Тут надо учесть, что для того, чтобы фильм считался окупившим себя, сборы в кинотеатрах должны в два раза превысить затраты, потому что половину суммы кинотеатры забирают себе, и только 50% выручки отдают кинематографистам. Среди финансовых вливаний в проект были и бюджетные средства: около полумиллиарда рублей. Фантастический фильм получился явно производным от голливудских блокбастеров, и потому зритель на него не пошел. Кто так просчитался с коммерческой составляющей остается загадкой.

Фильм "Дорогие товарищи!"  по актуальности темы мог бы стать блокбастером
Фильм "Дорогие товарищи!" по актуальности темы мог бы стать блокбастером

Очень ждали россияне фильм "Дорогие товарищи!" Андрея Кончаловского - о расстреле митинга в Новочеркасске в 1962 году. Актуальнейшей обещала получиться картина и в инсте ее создатель клялся, что картину снимает не антисоветскую, а гуманистическую. Деньги на проект выделил в основном толстосум Алишер Усманов. Бюджет картины - 151, сборы с черно-белого фильма 11 млн рублей.

Лично на мой вкус самым привлекательным был трейлер на фильм "Мальчик русский", дебютная работа Александра Золотухина - ученика Сокурова. Здесь финансовый результат тоже плачевный: затрачено 47, собрано 1 млн рублей. И тут уже не пандемия виновата. С 11 сентября фильм без рекламы и помарок висит на ютубе. Количество просмотров - 8 тысяч, среди которых и автор этих строк. На ОК 3 тыс просмотров. То есть, даже задаром такой фильм зрителю не нужен. Почему?

Режиссер Александр Золотухин родом из Запорожья
Режиссер Александр Золотухин родом из Запорожья

Фильм напрасно называют полнометражным, он длится чуть более часа, что непривычно. Нынешний зритель - это, как правило, человек с 2 или 3 высшими образованиями, эрудированный, начитанный и напичканный уже просмотром фильмов разного рода и разных стран, побывавший лично в десятке-другом смачных уголков земли. Чтобы удивить такого, надо быть режиссером очень высокого интеллектуального полета. А тут, посмотрев, думаешь: а был ли мальчик? Сын полка - да, уже поверили в такое. Но чтобы ослепший и не отправленный домой?!... "Нельзя мне домой!" А почему нельзя? И на кой ты солдатам?

Весь фильм не покидает ощущение того, что осталась незакрытой вторая закладка браузера, и оттуда иногда доносятся звуки репетирующего музыку Рахманинова симфонического оркестра. Играют зло, бьют по клавишам как по врагу. За что так великого композитора? Фильм пацифистский, антивоенный, и, к сожалению, не привносящий чего-то нового из документального в наши знания о Первой мировой войне. Хотя в Европе тема звенит...

"Мальчик русский" - это история про слепого слухача, следящего за звуками в небе
"Мальчик русский" - это история про слепого слухача, следящего за звуками в небе

Словом, в 2020-м сбои были и у мэтров кино, и у начинающих режиссеров. Тот же Валерий Тодоровский, о фильме "Одесса" которого канал ZENIT-NEWS писал уже, показал плачевный результат: его "Гипноз" потянул на 100 млн, а собрал только 31,1 млн рублей. Фильм Алексея Учителя "Цой" собрал лишь 26 млн рублей, а потрачено на картину 150 млн.

На наш взгляд, кинематографу нужна другая система определения ценностей и популярности проектов на стадии их закладки. Побольше внимания нужно зрителю - опросы, общественная академия любителей киноискусства, он-лайн рейтинги "Какой фильм я посмотрел бы из предлагаемых", "От какого режиссера я жду эпохальную картину" и так далее.

Почему у шахматистов, людей тоже творческих и одаренных, есть персональные рейтинги, а у кинорежиссеров нет? Без универсального мерила у деятелей кино развивается чуйка на то, кто денег даст. У толстосума или в бюджете их взять легче, чем снискать расположение зрителя. Поэтому и получается, что фильмы снимаются для Алишера Усманова и иже с ним.

Если мы не правы - пишите комментарий, если вы на нашей стороне - ставьте лайк.