Всем привет!
Фильм "Довлатов" режиссера Алексея Германа-младшего вышел на экраны в 2018 году. Давно я собиралась его посмотреть, времени не было, а в зимние каникулы все срослось.
Кому понравится фильм? Поклонникам творчества Сергея Довлатова и Иосифа Бродского - в первую очередь. Хотя сюжет не биографичен, это всего лишь несколько дней из жизни. Кроме того, фильм не даст и представления об их творчестве. Он не об этом.
Скорее, это способ через призму восприятия действительности Сергеем Довлатовым показать современному человеку, какой была жизнь творческой интеллигенции - без прикрас. Не той интеллигенции, которую поддерживала власть, а - неформатной. Странной, неудобной, не воспевающей партию, не масштабной, а камерной, нишевой.
Если вы знакомы не только с творчеством Довлатова и Бродского, но и с биографиями, вы знаете, что решение уехать за границу - не было их выбором. Просто других вариантов для людей, загнанных в тупик, уже не было.
И в первую очередь фильм именно об этом - о причинах, приведших к отъезду, о мотивах этого решения.
В роли Довлатова снялся сербский актер Милан Марич. Мне выбор показался правильным, актер не ассоциируется с какой-либо другой ролью.
Бродского сыграл Артур Бесчастный. Вот тут мне не хватило энергетики и харизмы поэта, образ (на мой взгляд) получился мягковат и бледен.
В роли друга Довлатова - Давида - в фильме снялся Данила Козловский. К этому актеру у меня отношение сложное. В силу его "заезженности" на экране с трудом воспринимаю его в ролях, он для меня всегда в первую очередь играет Данилу Козловского. Так думала я.
Но в "Довлатове" внезапно убедилась в гениальности Козловского. В сцене, где его герой погибает, сам момент смерти был показан крупным планом. Не знаю, как актер это делает, но то мгновение, когда душа покидает тело - оно было визуализировано, оно ощущалось. И сыграно это было только глазами. Даже не взглядом, а пустыми, стеклянными глазами. После этого я готова простить Даниле всех "Викингов" вместе взятых - и уже сыгранных, и еще только предстоящих. Лишь бы у него в карьере случались такие вот гениальные работы.
Ну, вернемся к Довлатову. Биография не может достоверно передать характер героя. Безусловно, есть какие-то общеизвестные факты (о том, что Довлатов страшно пил, что был популярен у женщин, что безумно любил дочь и т.д.). Но поведенческие особенности в биографии не опишешь. И чисто с этой точки зрения смотреть фильм было интересно. Как ведет себя Довлатов с коллегами, с друзьями, с работодателем.
В целом же, как уже говорила выше, фильм скорее даст общее представление об эпохе и мотивах людей, чем о Сергее Довлатове. Лично мне очень не хватало каких-нибудь литературных вставок, цитат. Именно текстовых, звуковых, поскольку визуальное цитирование, отсылки к прозе автора в фильме все-таки были (например, "Зона" и "Чемодан").
А главный эффект фильма для меня - это желание перечитать Довлатова и Бродского. Что уже не так мало.
Спасибо :)
Р.S.: Небольшая рубрика под названием "Разыскиваю фильм".
Одна из постоянных читательниц просит помочь в поисках фильмов, когда-то виденных ею. Ни названия, ни имен актеров она не помнит. Остались только обрывочные воспоминания. Посмотрите, вдруг вам эти фильмы знакомы. Сделаете доброе дело.
А вот теперь точно все, еще раз спасибо :)